+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
Открытки и журналы с репродукциями его полотен расходились огромными тиражами, а картины худож- ника объездили всю Россию с передвижными выставками. Будущий основоположник супрематизма Казимир Малевич, писал: «Я еду в Киев. Знакомлюсь с Пимоненко. Большое впечатление произвели на меня его работы… Много мольбертов, на каждом картина, которая изображает жизнь Украины…».
Николай Пимоненко, подобно Николаю Гоголю в литературе создал лирический образ южнорусских земель с их живописными пейзажами и жизнерадостным народом. Он находил своих героев в сельских дворах, на шумных ярмарках, на улицах Киева, наряжал их в праздничные костюмы и так создавал многоплано- вые сцены из сельской и городской жизни, которые пользовались у публики огромным успехом.
Одной из вершин творчества живописца в 1909 году картина «Гопак»: выставленная на выставке в парижском Салоне, она получила международную премию — золотую медаль — и была приобретена в собрание Лувра. В этом же году, на пике своего мастерства, Пимоненко пишет и наш сюжет с добрым и ироничным названием «Назюзюкался. Кутнул». Как и всё в творчестве Пимоненко, наша история взята из жизни, образ узнаваем и достоверен. Художник не морализирует, он описывает отчизну во всех её проявлениях и делится с нами любовью к своему народу и земле.
Николай (Микола) Корнилович (Корнильевич) Пимоненко
1862, Киев, Украина – 1912, Киев, Украина
Русско-украинский живописец и рисовальщик, жанрист, портретист, иллюстратор. Академик, почетный вольный общник Императорской Академии художеств, преподаватель, член Товарищества передвижных художественных выставок, Товарищества южнорусских художников, Общества мюнхенских художников и Парижского интернационального союза искусства и литературы. За роспись Владимирского собора в Киеве получил орден Святой Анны III степени.
Родился в семье иконописца. С детства помогал отцу в работе, затем продолжил обучение ремеслу в иконописной школе. Там его заметил директор киевской Рисовальной школы Николай Мурашко, и принял талантливого ученика бесплатно.Еще не окончив школу, Пимоненко начал сам преподавать рисунок в младшем классе.
Поступив в Академию художеств в 1882 году, Пимоненко быстро прошел первые ступени обучения, и был переведен в натурный класс, где вместе с ним учились Валентин Серов, Михаил Врубель, Сергей Васильковский.
В 1885—1887 годах в творчестве Николая Корниловича прослеживался настойчивый поиск своей темы и способов её писать. А уже с конца 1880-х годов первоочередной темой его творчества стало изображение жизни украинского села. Практически весь творческий путь художник был одним из самых любимых бытописателей Украины, оставивший нам характеры и портреты целого народа.
Из-за болезни, спровоцированной климатом и материальными лишениями, художник был вынужден вернуться в свой родной Киев, что определило в дальнейшем его жизненный и творческий путь. Примечательно, что Илья Репин и Владимир Орловский разрешили ему присылать свои полотна на выставки Академии в качестве экзаменационных работ до получения диплома живописца.
У себя на родине Николай Пимоненко продолжил преподавательскую деятельность: сначала в Рисовальной школе (до 1901), затем в Киевском политехническом институте и Художественном училище, основателем которого он станет.
Художник пользовался неизменным уважением у молодежи. Он принял участие в организации Киевского художественного училища, находившегося в ведении Императорской Академии художеств. Статский советник, с 1900 года и до конца жизни он преподавал графику в Киевском политехническом институте императора Александра II.
Успех сопутствовал художнику и за границей: в Берлине, Париже, Лондоне и Мюнхнене. В 1909 году картина “Гопак”, выставленная на выставке в парижском Салоне, получила золотую медаль и была приобретена в собрание Лувра.
Произведения Николая Пимоненко хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее украинского изобразительного искусства в Киеве, Одесской картинной галерее, Лувре и других собраниях.