+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Гордеева Е.В.; 27 сентября 2024)
Картина Степана Федоровича Колесникова «Пасха на фронте» — пронзительный взгляд на противоречивую природу человеческого существования, где радость и горе, вера и страх переплетаются в сложном узоре. Написанная в период Первой мировой войны, незадолго до эмиграции художника из России, она запечатлевает момент хрупкой Пасхальной радости на фоне всепроникающей близости смерти.
Колесников, будучи художником-корреспондентом на фронте, не понаслышке знал о реалиях войны. Он видел не только кровавые баталии, но и тихие моменты солдатского быта, именно эти моменты он стремился запечатлеть. «Пасха на фронте» — не героическое полотно, а скорее интимный взгляд на духовную жизнь солдат, находящихся на грани жизни и смерти.
Действие разворачивается в предрассветном лесу. Темные силуэты деревьев словно обступают небольшую группу солдат, собравшихся вокруг импровизированного аналоя. Мерцающие огни свечей, отражающиеся в лицах молящихся, создают атмосферу таинственности и одновременно тепла. Пожилой священник, облаченный в светлые ризы, возносит молитвы. Его фигура — символ непоколебимой веры в мире, охваченном хаосом.
Лица солдат, освещенные свечами, выражают неподдельную, почти детскую радость. Эта радость особенно трогательна, если вспомнить контекст: эти люди ежедневно смотрят смерти в лицо. Пасхальное песнопение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» приобретает для них особый смысл. Воскресение — это не только символ вечной жизни, но и надежда на чудо, на спасение в самом аду войны. Кто знает, вернутся ли они живыми с завтрашнего боя? Эта Пасха может стать для них последней. Именно эта близость смерти делает радость Воскресения еще более острой, более ценной.
Кулич и крашеные яйца на переднем плане — традиционные символы Пасхи — подчеркивают контраст между мирной жизнью и жестокой реальностью войны. Они напоминают о доме, о семье, о всем том, что солдаты оставили ради защиты своей родины.
Картина Колесникова — это глубокое размышление о вере, надежде и жизни перед лицом смерти. Это свидетельство о том, как в самых тяжелых обстоятельствах человек способен найти утешение в Православной вере и её традициях.
Колесников Степан Федорович
1879, Адрианополь — 1955, Белград
Русский живописец, один из участников общества «Община художников». Старший брат художника Ивана Колесникова.
Родился в крестьянской семье в селе Адрианополь Екатеринославской губернии. Учился в Одесском художественном училище (1897-1903). В 1903 поступил в
петербургскую Академию художеств, где учился у И.Репина, А.Киселева и В.Маковского. В 1909 получил звание художника и заграничное пенсионерство. В 1909-1911 посетил Германию, Францию, Бельгию и остров Капри, где познакомился с М.Горьким. В 1913 совершил поездку на верблюдах по Туркестану и Китаю. Участвовал в Весенних выставках в залах Академии, в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и Товарищества южно-русских художников. В 1912 его персональная выставка прошла в Обществе поощрения художников. Сотрудничал с журналами «Нива» и «Огонек».
В 1919 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, жил в Белграде. Работал учителем рисования в русско-сербской гимназии и сценографом в Народном театре. Исполнил монументальные росписи ряда общественных зданий Белграда. Персональные выставки прошли в Белграде (1921 и 1926), Праге (1926) и
Париже (1927).
Работы С.Ф.Колесникова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и ряде российских музейных собраний, а также в Народном музее Белграда.