Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 17
МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869-1940)
1910-е годы
Русская баба
Холст, масло
70×48,5
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина от 11 июля 2023
онлайн-торги
Описание

Малявинские “бабы” узнаваемы, и своей цветовой экспрессией моментально притягивают взгляд. Бабы ведут себя так, как леди себе не позволят: от души пляшут, смеются — демонстрируют все грани чувственного начала. Героини Малявина не вульгарны и не пошлы, они представляют собою мир, свободный от условностей. Эта тема женских народных образов, найденная художником в 1890-х годах, разрабатывалась и совершенствовалась им до конца жизни. 

Критики были почти сразу сражены: за русских крестьянок так всерьёз не брались со времён Аргунова и Тропинина. “В работах Малявина… чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особенного в русском духе, какой-то отблеск пожаров, «красный петух» и запах крови, залившей русскую народную историю…” — писал современник.

Игорь Грабарь, вспоминая своё посещение имения Малявина в 1900-е годы, отмечал эту особенность работы Малявина с маслом: «Владея хорошо рисунком и чувствуя форму, Малявин позволял себе роскошь таких фокусов и трюков, на которые немногие способны. Так, картина, которая стояла у него на мольберте – три толстолицых бабы, – была начата им без рисунка и без какой-нибудь наметки композиции, прямо красками по чистому холсту, притом с глаза одной из этих баб».

В истории русского искусства Малявина трудно соотнести с одним направлением. “Русская баба” с наших торгов — это подлинное и узнаваемое произведение кисти великого русского модерниста, в чьем творчестве сплавились модерн, импрессионизм, реализм. 

 

биография

Филипп Андреевич Малявин 

1869, село Казанки Самарской губернии – 1940, Ницца

Живописец, график, пейзажист. 

Учился в иконописной мастерской Афонского монастыря в Греции (1885-1891). В 1892 году поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у Павла Чистякова, Василия Верещагина, Карла Венига. С 1894 по 1899 учился в ВХУ при Академии художеств в мастерской Ильи Репина. В 1899 году создал конкурсную (выпускную) работу «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и Василия Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Через год картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность, и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок. 

Посетил Париж в 1900 и 1906. 

 

Экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, «Мира искусства», Берлинского Сецессиона (1903-1904), с 1903 – член и постоянный экспонент Союза русских художников. В 1906 выставлялся на Осеннем салоне в Париже. В этом же году удостоен звания академика. 

До 1900 жил в Москве, в 1900-1917 – в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918-1920 – в Рязани, где был одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских. В 1922 уехал из России во Францию. Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце. 

 

Художник продолжал писать русских крестьянок, много работал как портретист. За годы почти не претерпела изменений  палитра Малявина, необычайная насыщенность и декоративность цвета, благодаря которым его произведения легко узнаваемы. 

 

Персональные выставки Малявина состоялись в 1919 в Рязани, в 1924 – в галерее «Шарпантье» в Париже, 1933 – в Праге и Белграде, 1934 – в Ницце и Стокгольме, в 1935 – в Лондоне. В 1969 в Научно-исследовательском музее Академии художеств в Ленинграде прошла мемориальная ретроспектива работ мастера, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. В 2013 году в Санкт-Петербурге в залах ГРМ состоялась большая ретроспективная выставка Филиппа Малявина. 

 

Произведения художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им.Пушкина в Москве, Государственном Русском Музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном, доэмиграционного периода), Люксембургского музея в Париже, а также в других музейных и частных собраний. Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина – парижского художника Леонардо Бенатова.