+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Чайкина Ю.В.; 19 июня 2020 г.)
Живопись Степана Федоровича Колесникова характеризуется самобытностью и отходом от канонов академизма. Художник редко детализировано прорабатывает лица персонажей, предпочитая работать с цветовыми пятнами, используя голубые и ярко-оранжевые тона, а также сочетания лиловых, коричневых и фиолетовых оттенков.
После эмиграции из России в 1920 году художник обосновался в Сербии. Его художественная карьера расцветает в новой стране. Персональные выставки проходят в Белграде, Праге, Париже, Лондоне. В письме Репину он сообщает: «Я обласкан в стране близкого нам народа — сербов». Но тут же замечает: «Работаю очень много и только в любимом труде нахожу облегчение и временно забываю свою тяжкую болезнь — беспредельную тоску по Родине…». Показанные на первой персональной выставке в Белграде в 1922 году картины полны воспоминаний об оставленной им России.
Картина «После службы» также демонстрирует характерную для позднего периода творчества Колесникова тему — ностальгию по утраченной Родине. Композиции с храмом и выходящими или входящими в него крестьянами часто встречаются в творческом наследии мастера. Центральным элементом композиции является белокаменный храм святителя Николая Чудотворца. Обращение к этому образу обусловлено детскими воспоминаниями художника. Степан Колесников родился в крестьянской семье в небольшом селе Луганской области Украины (Перевальский район). Благополучное сельцо на сотню дворов было украшено большой православной церковью — это был Свято-Николаевский храм, построенный в 1803 году, который сохранился до наших дней.
В работе «После службы», написанной в свободной, характерной для художника манере, большой белокаменный храм выделяется на фоне нежного голубого неба. И небо, и ещё не проснувшиеся деревья, и размокшая земля под ногами указывают на раннюю весну, на первую половину апреля, когда снег уже сошёл, воздух наполнен чем-то поющим, радостным, но земля ещё не прогрелась. Открытые двери храма позволяют увидеть яркое сияние, исходящее изнутри, которое, кажется, передается и выходящим после службы людям. Можно предположить, что изображено окончание пасхальной службы на Светлой Седмице, что подчеркивает атмосферу радости и духовного обновления.
Такие масштабные, самобытные полотна художник мог написать только до начала Второй мировой войны, когда он был в почете у короля Александра и у сменившего его в 1934 году Павла Карагеоргиевича.
Колесников Степан Федорович
1879, Адрианополь — 1955, Белград
Русский живописец, один из участников общества «Община художников». Старший брат художника Ивана Колесникова.
Родился в крестьянской семье в селе Адрианополь Екатеринославской губернии. Учился в Одесском художественном училище (1897-1903). В 1903 поступил в
петербургскую Академию художеств, где учился у И.Репина, А.Киселева и В.Маковского. В 1909 получил звание художника и заграничное пенсионерство. В 1909-1911 посетил Германию, Францию, Бельгию и остров Капри, где познакомился с М.Горьким. В 1913 совершил поездку на верблюдах по Туркестану и Китаю. Участвовал в Весенних выставках в залах Академии, в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и Товарищества южно-русских художников. В 1912 его персональная выставка прошла в Обществе поощрения художников. Сотрудничал с журналами «Нива» и «Огонек».
В 1919 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, жил в Белграде. Работал учителем рисования в русско-сербской гимназии и сценографом в Народном театре. Исполнил монументальные росписи ряда общественных зданий Белграда. Персональные выставки прошли в Белграде (1921 и 1926), Праге (1926) и
Париже (1927).
Работы С.Ф.Колесникова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и ряде российских музейных собраний, а также в Народном музее Белграда.