+7 926 220-16-83
Когда появилось это произведение, Сергею Виноградову было 23 года. Он стал членом Московского Общества любителей художеств и готовился второй раз выставить картину на выставке передвижников. Религиозную сторону жизни русского народа Виноградов, родившийся в семье сельского священника, знал глубоко.
Ученик великих мэтров-реалистов, он поначалу много практиковался в жанровой живописи, но чем дальше – тем всё больше отдавал предпочтение пейзажу. Поколение его ровесников уже в целом было меньше заинтересовано в науке изображения изобличительных сюжетов. Эпоха ставила свои акценты: если основатели общества передвижников отстаивали принцип социальной ориентированности, то их ученики выбирали сюжеты демократического содержания, применяя уже иные средства их передачи. Вот – толпа вышла с молитвы и потянулась по дорожке. Небогато одетые прихожане: видим ли мы на их лицах печать жизни, полной тревог и лишений? Художник писал не об этом. Собирательный портрет северного люда узнаваем и точен, но главное для художника – не психологизм.
Ранняя весна, солнечно. Контрастные тени от деревьев и фигур свидетельствуют, что на улице около десяти утра. Персонажи переднего плана прописаны детально. Красочные пятна их одежд уводят нас в глубину расписной церковной арки, и там, превращаясь в абстрактное конфетти, сливаются с фресками: это иерархия деталей, мощный навык в арсенале молодого художника. Полоски скамеек подчеркивают перспективу. В цвете и теме ощутимо влияние русской реалистической школы, тогда как манера, мазок, детали демонстрируют восприятие новой живописной парадигмы.
Картина “Из церкви” – это первоклассный образец жанрового изображения в раннем творчестве великого русского импрессиониста Сергея Виноградова.
Сергей Арсеньевич Виноградов
1869, пос. Некрасовское Ярославской обл. – 1938, Рига.
Живописец, иллюстратор, педагог.
Сын сельского священника. Окончил приходскую школу, затем костромскую гимназию, где увлекся рисованием. В 1880-89 учился в МУЖВЗ у Евграфа Сорокина, Василия Поленова, Владимира Маковского и Иллариона Прянишникова; получил две малые (1885,1886) и большую серебряную (1888) медали. В 1889 году учился в Академии Художеств (АХ) у Богдана Виллевальде и Карла Венига. Из-за болезни оставил учебу.
В 1890-е жил на Украине, много путешествовал по стране. В 1897 поселился в Москве. Сочетал традиции передвижников с приемами импрессионизма. Писал жанровые картины на тему русской провинциальной жизни и сельские пейзажи. Преподавал, оформлял детские и юношеские книги для издательства Ступина.
Выступил одним из инициаторов выставок 36-ти художников. В 1903 стал членом-учредителем СРХ, в 1910-24 был председателем комитета и участником всех выставок СРХ.
Участвовал также в выставках картин учеников МУЖВЗ (с 1884), периодических выставках МОЛХ (1889 98; член МОЛХ с 1893), ТПХВ (1892, 1894, ежегодно в 1897-1901), журнала «Мир искусства» (СПб., 1901, 1902 и 1903), дягилевской выставке «Мир искусства» (СПб.,1906), выставке «Художники – товарищам-воинам» (М., 1914), выставках в Дюссельдорфе (1903/04), Париже (1906, 1910), Берлине (1906), Мюнхене (1909, 1913; золотые медали), Венеции (1910) и Праге (1914). Работы воспроизводились в московских и петербургских журналах.
С 1897 по 1913 год преподавал в Строгановском училище. В 1912-м был избран академиком, в 1916-м – действительным членом АХ. В 1909 награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. Академик (1912). Действительный член ИАХ (1916).
В 1918 входил в состав комиссии по оформлению Московского Кремля к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. В 1923 – 1924 годах возглавлял оргкомитет Выставки русского искусства в Америке. В 1924-м возглавлял оргкомитет Выставки русского искусства в Америке.
Из США приехал в Ригу. Организовал частную художественную школу. Участвовал в рижских выставках Культурного фонда Латвии (1935 и 1937) и группы «Эстетика» (1935, 1938), выставках русского искусства в Питтсбурге (1925), Париже (1931, d’Alignan), Белграде (1930), Амстердаме (1930) и др. Провел в Риге персональные выставки (1925, 1935 и 1936) и выставку учеников своей школы (1930).
Картины хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее и ещё многих музейных и частных собраниях России и зарубежья.