Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 20
ГРИБКОВ Сергей Иванович
1875 г.
«Полуденный отдых в страду»
Холст, масло
80,2 х 105 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Горячева Т.П.; 27 октября 2015)

Картина Сергея Ивановича Грибкова «Полуденный отдых в страду» 1875 года, вариант работы 1865 года, захватывает зрителя своей проникновенной сценой отдыхающей крестьянки с младенцем. Произведение демонстрирует увлечение художника итальянской живописной школой, в частности, стилистикой барокко, близкой манере Антонио Корреджо. Это увлечение было характерно для многих русских художников середины XIX века, прошедших обучение в Академии художеств и стажировку в Италии.
Композиционно картина построена по принципам барокко. Динамичная композиция органично сочетается здесь со спокойной, в своей сути, позой кормящей матери, контраст света и тени, сосредоточенные на фигурах, создают напряженность и приковывают внимание зрителя к главным героям. Мягкий, рассеянный свет, проникающий сквозь снопы сена, напоминает световые эффекты Корреджо, мастера «sfumato», и придает сцене атмосферу теплоты и интимности.
Колорит картины, построенный на сочетании коричневатых, оливковых и охристых тонов, также перекликается с палитрой итальянских мастеров. Напряженный, и в то же время гармоничный, он объединяет все элементы композиции, создавая ощущение цельности и завершенности. В этом также прослеживается влияние барокко, стремящегося к единству замысла и гармонии форм и красок.Пластика и моделировка фигур крестьянки и младенца демонстрируют внимание художника к анатомической точности и естественности.
Образы крестьянских девушек и женщин, как отмечали современники, в творчестве Грибкова отличались «особой простотой и одухотворенностью». Эта «неподдельная, неутрированная правда», о которой писал обозреватель газеты «Голос», придает картине особую трогательность и лиризм.
«Полуденный отдых в страду» — прекрасная жанровая работа художника, своеобразный диалог с итальянской живописной традицией. Грибков, используя приемы барокко и вдохновляясь мастерами пармской школы, такими как Корреджо, создает произведение, которое гармонично сочетает в себе динамику и спокойствие, реализм и поэтичность, и открывает зрителю мир простой и прекрасной крестьянской жизни.

биография

Грибков Сергей Иванович
1822, Касимов ― 1893, Москва
Русский живописец, рисовальщик. Жанрист, автор картин на исторические, литературные и религиозные сюжеты. Иконописец.

Родился в Касимове Рязанской губернии, в купеческой семье. В 1844-1856 годах учился в Московском училище живописи и ваяния у М.И.Скотти и А.Н.Мокрицкого. Удостоен от Императорской Академии художеств звания неклассного (свободного) художника. С 1845 г. ― участник ежегодных выставок МУЖБВ; с 1862 ― участник (с 1864 ― член комитета) Московского общества любителей художеств. В 1864 г. за картину “Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем” по повести Н.В.Гоголя удостоен Первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.
В 1887-1893 годах исполнил росписи в храмах Параскевы Пятницы, Архангела Михаила в Овчинниках, Александра Невского в Комиссаровском училище, Святого Николая на Маросейке (все четыре ― в Москве), в кафедральном соборе Курска, а так же образ Христа для церкви города Лаасби в Дании.

Работы С.И. Грибкова хранятся музеях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Тамбовская областная картинная галерея, Иркутский областной художественный музей, Тверская областная картинная галерея.