+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И.Е. Репина.
Солнечный натурный пейзаж В.Д. Поленова был выполнен, вероятно, во время второго путешествия художника на Ближний Восток, которое он предпринял в марте-мае 1899 года в связи с работой над циклом картин «Из жизни Христа» (1890-1900-e). Этот масштабный цикл картин В.Д. Поленов считал своим главным трудом и посвятил ему почти всю жизнь.
Из путешествия 1899 года художник привез в основном пейзажные этюды. Особая роль этюдов в евангельском цикле картин становится для художника более заметной. Порой он как бы сознательно стирает различия между этюдом и картиной, подчеркивая символическую ценность пейзажей, в непосредственной близости от которых проповедовал Иисус Христос. В одном из писем из путешествия художник пишет: «что, вероятно, не изменилось, или если и изменилось, то очень мало, это природа: небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, все это осталось приблизительно тем же. Тоже и постройки, и одежда простого люда были близки к теперешним. Все это я говорю на основании изучения и наблюдения. И вот всем этим я стараюсь воспользоваться в моих картинах» [Василий Дмитриевич Поленов и Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. Стр. 619].
Этюды из путешествия на Восток были показаны в 1903 году на 31-й Передвижной выставке. Своей свежестью и мастерством они произвели на зрителей сильнейшее впечатление. По сей день эти работы сохраняют эффект непосредственного взгляда, застывшего времени — от эпохи Рождества Христова, к временам Василия Поленова и далее к нашему XXI веку.
Свежесть красок зелени дворика и по-весеннему яркий солнечный свет с голубыми тенями подтверждают время создания этюда — весна 1899 года. Изображение небольшого залитого солнцем восточного дворика можно встретить в картинах В.Д. Поленова серии «Из жизни Христа»: например, «Исполнялся премудрости», «Привели детей» (обе были написаны в начале 1900-х годов и хранятся в ГТГ). Это делает этюд не только мастерски выполненным самостоятельным произведением, но и важным фрагментом всего комплекса творчества Василия Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов
1844, Санкт-Петербург — 1927, усадьба Борок, Тульская область
Русский живописец, один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, педагог; мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, новатор техники пленэра. Академик (с 1876), профессор (с 1892) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников (с 1878). Народный художник РСФСР (1926).
Родился в Петербурге. Брал уроки у П.П. Чистякова и Ф.И. Иордана (1859–1861), в Академии художеств учился у П.В. Басина, Ф.А. Бруни, Т.А. Неффа (1863–1871). Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872–1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877–1878). Действительный член Академии художеств (с 1893). Вышел из состава Императорской Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881–1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883–1884, 1894–1895). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882–1895). С 1917 жил в усадьбе “Борок” (ныне Поленово, где с 1939 открыт музей-усадьба).
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Тверской областной картинной галерее, Ульяновском областном художественном музее и других музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.