+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И.Е. Репина (Игнатова Н.С., 30 ноября 2021).
Публикация: Русские современные деятели. Сборник портретов замечательных лиц настоящего времени с биографическими очерками. Т. 3. СПб., 1878. Стр. 116, №42.
Выставки: Академическая выставка 1869 г.
В 1860–1870-е у Маковского возрастает интерес к жанровым композициям. В это время жанровая живопись завоевывает ведущую роль в русском изобразительном искусстве. Бытовые картины становятся выражением актуальных революционных мыслей, они наполняются прогрессивным общественным содержанием своего времени. Ведущие реалисты, участники Товарищества передвижных художественных выставок запечатлевали в своих картинах весь спектр простой жизни, поэтому их работы так интересно внимательно рассматривать, изучая детали эпохи и в целом ее настроение.
Контраст богатства и бедности, зависимость различных слоев друг о друга, социальная несправедливость часто становились сюжетом для картин художников-реалистов. «Беседа. Разговор по хозяйству» Константина Маковского относится именно к этому направлению. Перед нами обедневшая хозяйка, которая задает своей единственной служанке лукавые вопросы и дает невыполнимые задания. Мы видим остатки былой роскоши в виде картин и дорогой мебели, но также видим обшарпанный пол и обвисшие обои. Хозяйка привыкла жить на широкую ногу, и, вероятно, только благодаря смекалистой служанке не растратила остатки своих богатств.
Художник мастерски передает, детально и тщательно прописывает быт и жизнь обычных людей. Хотя Константин Маковский был больше признан как выдающийся портретист и мастер исторической живописи, его ранние жанровые работы являются настоящей редкостью и представляют особенный интерес, что придает данной работе несомненное музейное значение.
Константин Егорович Маковский
1839, Москва – 1915, Петроград
Живописец, рисовальщик, мастер портретного жанра. Академик живописи и профессор Императорской академии художеств. Один из самых известных, востребованных и высокооплачиваемых русских живописцев второй половины XIX века. Сын художника и культурного деятеля Егора Маковского, брат художников Владимира и Николая Маковских.
Рисовать начал с четырёх лет. Первые уроки получил в семье и у В. Тропинина. В 1851 поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где, став успешным студентом, получил все возможные награды. Спустя семь лет Маковский уехал в Петербург и поступил в Натурный класс Императорской Академии художеств (ИАХ), где учился у А. Маркова и также вошел в список лучших студентов. Однако в 1863 году он стал одним из участников «бунта 14-ти», отказавшись в числе других молодых художников участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль. В результате 14 лучших учеников Академии, включая Маковского, покинули Академию. Маковский принимал активное участие в творческих объединениях. В 1863 году он вошел в Санкт-Петербургскую Артель художников, возглавляемую И. Крамским. А в 1870 году стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
Позже экспонировался на выставках Общества русских акварелистов и Петербургского Общества художников. В 1867 году за представленные на одной из таких выставок картины он получил звание академика, а в 1869 его утвердили профессором ИАХ.
Произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тверской областной картинной галерее, Научно-исследовательском музее при РАХ, Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова, Дальневосточном художественном музее, Нижегородском государственном художественном музее, в частных и музейных коллекциях России и за рубежом.