+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
Перед Вами подготовительный этюд к картине «Портрет трудовика» (1907, ГРМ). Трудовики – российская политическая организация, существовавшая в 1906-1917 годах. Идеология трудовой группы была унаследована от народнических партий и течений и объединяла три общественных класса: крестьянство, рабочий пролетариат и трудовую интеллигенцию.
Художнику позировал плотник, который работал в Куоккале. Так живописец представлял себе новый тип «активного» крестьянства.
На обороте холста расположена надпись на шведском языке: «Harmed intyga att denna oljemaling enligt min aventygelas ar utford av prof. Ilja Rjepin. H. fors 19 okt. 1943. Bertel Hintze. Fil. Dr. Intendent» (Настоящим подтверждаю, что данная живописная работа является произведением профессора Ильи Репина. Хельсинки, 19 октября 1943 года. Бертель Хинце. Доктор философии. Хранитель.»).
Надпись принадлежит известному финскому искусствоведу, профессору Бертелю Хинце (1901-1969). На протяжении многих лет он был хранителем Кунстхалле Хельсинки, а также стал соучредителем финской Ассоциации современного искусства, основателем художественного музея Геста Серлакиус – одной из самых значительных частных коллекций произведений искусства в Скандинавии, и первым куратором художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки. Аналогичные удостоверяющие надписи встречаются на других подлинных работах художника.
Илья Ефимович Репин
1844, Чугуев Харьковской губернии – 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области
Родился в семье военного поселенца. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге в 1863–1864 годах у Рудольфа Жуковского и Ивана Крамского, а также в Императорской Академии художеств (ИАХ) с 1864 по 1871-й. Пенсионер ИАХ в Италии и Франции с 1873 по 1876 год. Академик ИАХ с 1876-го.
Преподавал в Высшем художественном училище при ИАХ (1894–1907, в 1898–1899 ректор), а также в частной художественной студии княгини Марии Тенишевой в Санкт-Петербурге (1895–1899). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878), откуда вышел в 1891. Действительный член ИАХ (с 1893).
Наиболее плодотворный период творчества Репина – конец 1870-х – 1880-е годы. В это время появляются его лучшие произведения – портреты, картины социальной направленности, исторические полотна. Жил в Москве, Санкт-Петербурге, поселке Куоккала в Финляндии. Совершал многочисленные поездки по России, Украине, странам Западной Европы. Был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Автор книги мемуаров “Далекое–близкое”.
Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля, частных коллекциях в России и за рубежом.