+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Горячева Т.П.; 23 сентября 2022)
Имя Рудольфа Френца тесно связано с династией Романовых. В 1870 году художник был «приписан» к царской охоте, после чего получил участок для постройки дома в Мариенбурге (район Гатчины). С этого времени члены царской семьи стали основными заказчиками мастера: он сопровождал их на охоте, на маневрах, в путешествиях.
Картина Рудольфа Френца 1870 года «Сеттер-гордон и черный ретривер» запечатлевает двух великолепных охотничьих псов. На переднем плане, напряженно прислушиваясь к далёким звукам, изображен шотландский сеттер, с его блестящей чёрно-подпалой шерстью. Его поза полна благородства и силы, мускулистое тело готово к броску. Рядом, чуть позади — чёрный ретривер, чей тёмный силуэт контрастирует с яркой шерстью сеттера. Взгляд ретривера направлен в другую сторону, однако обе собаки объединены каким-то безмолвным пониманием.
Художник поражал современников точным знанием строения изображаемых им животных, верным рисунком в каждом движении, ракурсе. В то же время, в его манере, при полной законченности, нет сухости и замазанности: везде свободный, широкий, но точный и определенный по форме мазок. Полноте впечатления способствует колоритно написанный чисто русский пейзаж.
Выбор Френцем именно сеттера-гордона в качестве одного из героев картины особенно интересен. В России 1870-х годов эти собаки были большой редкостью, принадлежали исключительно высокопоставленным особам, страстным ценителям породы, таким как Великий князь Михаил Николаевич или Великий князь Николай Николаевич. Это придаёт картине дополнительный исторический контекст, позволяет взглянуть на неё как на свидетельство эпохи, отражение увлечений царской семьи.
Рудольф Федорович (Фердинандович) Френц
1831, Берлин — 1918, Гатчина
Академик Императорской Академии художеств.
В 1854 году окончил Берлинскую академию художеств, а три года спустя переехал в Санкт-Петербург. В 1859-м был приглашён к Русскому Императорскому двору и исполнял заказы вел. князя Николая Николаевича-старшего, сопровождая его в путешествиях по стране. Быстро приобрёл известность как мастер жанровых сцен с непременным участием лошадей: лихие тройки, ямские дворы, крестьянские сани на зимней дороге. В разные годы исполнял заказы императора Александра III и Николая II, писал портреты членов российской императорской фамилии. В течение нескольких лет он состоял в качестве художника при наследнике престола великом князе Александре Александровиче (будущем императоре Александре III, 1845-1894).
Картины мастера экспонировались на Передвижных академических выставках в различных городах России, а также в Париже, Филадельфии, Берлине и Чикаго. Золотая медаль Берлинской выставки 1886 года — свидетельство международного авторитета художника. А в начале XX века работы Френца можно было увидеть на выставках в ставшей ему родной Гатчине, которые проходили в Приоратском дворце. Картины мастера, полные жизни, движения и тонкого понимания как человеческой, так и животной натуры, продолжают восхищать зрителей и сегодня, являясь ценным источником для изучения истории и культуры России XIX века.
Близость к царской семье не только обеспечила ему стабильное положение, но и дала уникальный доступ к миру императорской охоты, позволив стать одним из лучших живописцев этого жанра. Получение участка в Гатчине, центре царской охоты ознаменовало его окончательное признание и интеграцию в высшие аристократические круги российского общества.
В 1884 году Рудольф Федорович принял русское подданство и через год получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств. В 1904 году художник был возведен в Почетное гражданство, а в 1912 году был удостоен статуса Академика.
Произведения Рудольфа Френца представлены в Государственном Русском музее, Государственных музеях-заповедниках Царское Село, Гатчина и Петергоф, Нижегородском художественном музее, Государственном музее изобразительных искусств Татарстана, Государственном научно-художественном музее коневодства в Москве, Нижегородском художественном музее, Мордовском Республиканском музее изобразительных искусств, в других музеях России и государств бывшего СССР.