Аукционный дом

+7 926 220-16-83

Лот 28
БАКСТ (РОЗЕНБЕРГ) Лев Самойлович
1921 г.
«‎Королевский гвардеец (мавр). Эскиз костюма для постановки балета П.И. Чайковского "Спящая красавица"»
Бумага "верже", графитный карандаш, акварель, белила, золотая и серебряная краски
30,2 х 19,9 см
Эстимейт: 1 500 000р - 2 800 000р
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Силаев В.С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, член экспертных советов Антикварных салонов; 7 апреля 2025 г.

Эскиз костюма «Королевский гвардеец (мавр)» был исполнен Львом Бакстом в 1921 году для постановки балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» («Спящая принцесса»), осуществленной в Лондоне антрепризой С.П. Дягилева. Эта постановка стала вехой в истории европейского балета и лучшим классическим балетом в репертуаре «Русских сезонов».

Для Бакста этот дорогой по своей постановке спектакль в небольшом театре «Альгамбра» был одним из последних проявления его «музы роскоши», где цвет стал основным выразительным средством. Отсюда праздничность, нарядность, карнавальность этой постановки и, конечно же, важнейшее для Леона Бакста вдохновение Востоком. Художник за два месяца выполнил более 200 эскизов для более чем 100 костюмов и декораций трёх актов — это яркий финал творческой карьеры художника: он был тяжело болен и через несколько лет скончался. Это была последняя совместная работа Льва Бакста и Сергея Дягилева.

Эскиз костюма «Королевский гвардеец (мавр)» — великолепная, стильная работа Л.С. Бакста. В ней в полной мере виден его блестящий декораторский дар: изысканные орнаментальные мотивы, яркие, насыщенные цветовые решения и их полная гармония. Виртуозность исполнения и связь с одним из лучших балетов антрепризы Дягилева придают рисунку музейное значение.

Лев Бакст — художник, изменивший мировую моду.

биография

Лев Самойлович Бакст (Розенберг)

1866, Гродно — 1924, Рюэй-Мальмезон, Третья французская республика

Русский и французский живописец, график и сценограф еврейского происхождения, один из наиболее известных петербургских художников Серебряного века. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов Сергея Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Имя при рождении — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Академик Императорской Академии художеств (с 1914). Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883–1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893–1896). Занимался акварелью под руководством Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение «Мир искусства». В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке. С 1902 работал для театров Петербурга.

В 1906–1910 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров. Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря «Русским сезонам» завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Работы художника хранятся в Санкт-Петербургском государственном музей театрального и музыкального искусства, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, во многих музейных и частных коллекциях.

Лев Самойлович Бакст (Розенберг)

1866, Гродно — 1924, Рюэй-Мальмезон, Третья французская республика

Русский и французский живописец, график и сценограф еврейского происхождения, один из наиболее известных петербургских художников Серебряного века. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов Сергея Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Имя при рождении — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Академик Императорской Академии художеств (с 1914). Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883–1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893–1896). Занимался акварелью под руководством Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение «Мир искусства». В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке. С 1902 работал для театров Петербурга.

В 1906–1910 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров. Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря «Русским сезонам» завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Работы художника хранятся в Санкт-Петербургском государственном музей театрального и музыкального искусства, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, во многих музейных и частных коллекциях.