Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 22
Василий Иванович Суриков (1848 - 1916)
1870-е
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТИПЫ
Мастеровой со спины
Бумага, графитный карандаш, акварель. 12,5×8,3
Задремавший мастеровой
Бумага, графитный карандаш, акварель. 14×10,4
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза им. Павла Третьякова от 21 августа 2018
онлайн-торги
Описание

Еще при жизни Василия Сурикова называли «провидцем времен минувших». Он умел «оживлять» прошлое России. Суриков – великий “предок” кинематографистов Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова. И, кажется, был бы у Сурикова вместо живописи кинематограф – и мы бы посмотрели ряд эпических кинокартин про петровскую эпоху его постановки. Два рисунка великого живописца с предстоящих торгов имеют интересные отметки провенанса. На обороте обоих рисунков нанесены аналогичные по содержанию надписи: 

 

«Удостоверяю что это акварель моего отца В.И.Сурикова
О.Кончаловская
Петербург, семидесятые годы». 

 


Надписи принадлежат старшей дочери художника Ольге Васильевне Суриковой (в замужестве Кончаловской) (1878-1958). 

 

А на обороте монтировки нанесена ещё одна надпись, дарственная: 

 

«Петербургские типы семидесятых годов»
акварель Сурикова В.И.

Дорогому моему помощнику, учителю, редактору – Аркадию Дмитриевичу Дееву, человеку большого вкуса и большой культуры, со всей моей благодарностью  и любовью и уважением, дарю эти этюды старых петербуржцев, работы деда  моего В.И.Сурикова.

 

Наталья Кончаловская
1958 Январь».

 

Она выполнена старшей дочерью Ольги Васильевны – Натальей Петровной Кончаловской, в замужестве Михалковой (1903-1988). А упомянутый Аркадий Дмитриевич Деев (1897-1981) – это известный литературовед и переводчик, которого с семьей Михалковых связывала долгая совместная работа и дружба.

Акварели «Петербургские типы» имеют несомненное музейное значение как наглядный  образец графики раннего периода творчества мастера и как артефакт из коллекции прославленной русской творческой династии.

 

биография

Василий Иванович Суриков
1848, Красноярск – 1916, Москва

Творчество Сурикова стало вершиной исторического жанра в русской живописи второй половины XIX века.
Родился в казачьей семье. В 1869 году приехал в Петербург, где учился сначала в школе Общества поощрения художников, затем в ИАХ с 1869 по 1875 год, в том числе у Павла Чистякова. За время обучения за достигнутые успехи неоднократно награждался медалями разного достоинства. В 1877 году переехал в Москву. Работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве (1877–1878). Наиболее значительные монументальные исторические полотна были созданы в 1880-е годы.

Художник неоднократно совершал поездки за границу для изучения творений выдающихся европейских мастеров. Посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. Работая над картинами, он много путешествовал по России. Регулярно ездил в Сибирь, на Волгу, в Крым. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881–1907), позднее примкнул к Союзу русских художников. 

В 1893 году сти действительным членом ИАХ, а в 1895 году удостоен звания академика. С 1903 года – почетный член МОЛХ. С 1908 года входит в Союз русских художников. 

Произведения живописца хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ряде региональных музеев, а также в частных коллекциях России и за ее пределами.