+7 926 220-16-83
ВЫСТАВКИ:
XXIII Передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок. С.-Петербург, 1895
ПУБЛИКАЦИИ:
Каталог XXIII Передвижной выставки Товарищества передвижных художественных выставок. С.-Петербург, 1895. С. 2
Владимир Маковский – непревзойденный мастер рассказа. Именно поэтому зрителям до сих пор так интересны и так понятны разнообразные сюжеты картин художника – будь то анекдотичный случай или драматическая история. Маковский – жанрист, отличавшийся редкой наблюдательностью и знанием жизни представителей разных сословий и социальных слоев, начиная от высоких сановников и кончая завсегдатаями толкучек, трактиров, обитателями ночлежных домов. Он обладал редким даром проникновения во внутренний мир человека, улавливал едва различимые нюансы настроения, душевного движения, тонкости отношений. Умение нащупать нерв во взаимоотношениях героев, дать квинтэссенцию ситуации, выразить все это художественными средствами – одна из сильных сторон его многогранного таланта, что делает картины Владимира Маковского особенно запоминающимися. Это готовые театральные мизансцены, подмеченные художником в реальной действительности, а изображенные на картинах персонажи, подчас обладают гротескной выразительностью.
Диалог двух персонажей в различных житейских ситуациях, выразительная характеристика изображаемых персонажей — одна из любимых тем художника. Выразительность образов, точность передачи мимики лица и жестов, манера изображения и техника живописи, письмо лица и рук с помощью беличьих кистей маленьких номеров, композиционное и колористическое решение, типичны для творчества Владимира Егоровича. Художник прекрасно передавал неуловимое движение внутренних переживаний, отражающихся в мимике человека. Поворот головы, позы персонажей могли многое рассказать о личности изображенных. Не случайно художника называли “Диккенсом русской живописи”.
В ходе XXIII выставки Товарищества передвижных художественных выставок, во время передвижения по стране, картина “Разговор” была приобретена частным лицом. Судя по указанию в каталоге этой выставки в Харькове, работа была продана Александру Ауэрбаху — известному ученому, инженеру и промышленнику.
Владимир Егорович Маковский
1846, Москва – 1920, Петроград
Живописец, график, иллюстратор, блестящий мастер бытового жанра, профессор АХ.
Сын Егора Маковского, брат художников Константина и Николая Маковских. Первые художественные навыки получил в семье. В 1861 году поступил в МУЖВЗ, где его наставниками становятся Евграф Сорокин и ученик Алексея Венецианова – Сергей Зарянко. К этому времени под влиянием Василия Перова в Училище уже были заложены реалистические демократические традиции, которые сыграют важнейшую роль в формировании мировоззрения художника. Окончил в 1866. В 187З-м удостоен звания академика.
Природная одаренность, готовность много и напряженно работать позволили Владимиру Маковскому с успехом закончить Училище, получив Большую серебряную медаль и через три года – Императорскую Академию художеств – уже с золотой медалью. С появлением собственных детей, художник неоднократно обращается к этому мотиву, и к детской тематике. С большой симпатией и вниманием описывает художник крестьянских ребятишек в картинах “Ночное”, “Пастушки”, “Игра в бабки”.
В начале 1870-х годов в жанровых работах Владимира Маковского отступают обличительные интонации, и появляется мягкий юмор. В 1872 живописец принят в ряды передвижников. К концу 1870-х годов Маковский уже признанный мастер. Его картины представлены в Галерее Павла Третьякова, он успешно выставляется как в России, так и за рубежом. В то же десятилетие Маковский участвовал в росписи храма Христа Спасителя, а таже В 1874 году посетил Германию, Францию, Италию, Англию, Египет. Живописец неоднократно бывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, в Финляндии.
В 1880-е годы художник обращался к злободневным темам: тяжелому положению крестьян и простого народа. Писал такие картины, как “Крах банка”, “На бульваре”, “Ночлежный дом”. Неоднократно ездил на Украину, в Крым, где изображал сценки из жизни местных жителей и их портреты. Стремясь к жизненной правдивости, глубоко сочувствующий человеческому горю, Маковский не отступал от идей передвижничества. В своих картинах художник обращался к злободневным вопросам: тяжелому положению крестьян и простого народа. Иван Крамской писал: “Перед картиной Маковского плачут”.
Участник многих международных выставок. С 1882 по 1894 год преподавал в МУЖВЗ, заняв место в мастерской ушедшего из жизни Василия Перова. В 1892 году получил звание профессора. С 189З года стал действительным членом ИАХ. С 1894 года жил в Петербурге. Член МОЛХ с 1898 года. Один из учредителей Общества Куинджи (1909). В 1895 назначен ректором Академии. Учениками Маковского были Абрам Архипов, Василий Бакшеев, Ефим Чепцов, Владимир Кузнецов. Почти до последних дней Владимир Маковский занимал должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.
Картины художника хранятся в лучших музейных собраниях России, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Серпуховском историко-художественном музее, и других музейных и частных коллекциях России и зарубежья.