+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
На обороте картона надписи: «Германия», «Удостоверяю, что этот этюд написан моим дедом Василием Дмитриевичем Поленовым. Перешел ко мне по наследству от моей матери Натальи Васильевны Поленовой (младшей). Её рукой на обороте написано: «Германия?» Е.Поленова 1994 г.». Надписи принадлежат дочери и внучке художника, Наталье и Елене Поленовым. На обороте картона также расположены штамп «ВП» (буквы В и П переплетены) и номер синим карандашом «566». Аналогичные штампы и номера встречаются на этюдах художника, происходящих из его семьи.
Будучи широко эрудированным человеком, Василий Поленов ценил и тонко понимал европейскую культуру. Его первое прикосновение к западной истории и литературе произошло еще в детстве, прошедшем в образованной дворянской семье. Впоследствии, осваивая живописное мастерство, художник совершил ряд путешествий по странам Европы. Возможность путешествовать заметно повлияла на развитие авторской манеры и творческие искания художника. Благодаря работе на пленэре произведения мастера приобрели звучность и чистоту красок, свежесть впечатления от натуры.
В разные годы он неоднократно посещал европейские страны, где написал множество натурных этюдов. В 1910-1911 годах художник совершил поездку в Европу – в Германию, Францию, Италию, Испанию, а также в Грецию и Турцию. Путешествие было предпринято, в том числе, для сбора материала для спектаклей Народного театра. В 1910 году вместе с фотографом Леонидом Кандауровым он посещает Баварию, где пишет виды замка Трифельс, городка Анвейлер и другие живописные ландшафты. Один из таких этюдных миниатюрных пейзажей перед Вами.
Василий Дмитриевич Поленов
1844, Санкт-Петербург – 1927, усадьба Борок Тульской губернии, а ныне – Поленово
Академик исторической живописи, жанрист, пейзажист.
Родился в многодетной дворянской семье. Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета (1863–1871), одновременно обучался в Императорской Академии художеств (ИАХ) в 1863–1871 в качестве вольнослушателя. Брал уроки живописи у Павла Чистякова и Ивана Крамского.
С 1872 по 1876 годы Поленов – пенсионер ИАХ в Италии, Франции и Германии, а в 1878 художник совершил путешествие по Ближнему Востоку, Египту и Греции. Участвовал в боевых действиях Сербии и Черногории против турецких войск (1876) и русско-турецкой войне (1877–1878) как художник-корреспондент.
В 1882—1895 годы Поленов преподавал в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были Исаак Левитан, Константин Коровин, Илья Остроухов, Абрам Архипов, Александр Головин. И еще с 1879 года художник регулярно участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок.
Поленов был профессором ИАХ в 1892-го года, действительным членом – с 1893-го. Но в 1905 вышел из состава академии в знак протеста против расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года. Создал художественный музей в своем имении Борок Тульской губернии (ныне поселок Поленово Тульской области).
После Октябрьской революции художник продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи, сам продолжал заниматься творчеством. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника в честь его 80-летия. А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.
Произведения Василия Поленова высоко ценят коллекционеры. Его работы – в собрании большинства российских музеев, таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник Василия Поленова, Государственный музей-заповедник “Абрамцево”, Государственный центральный театральный музей им. Алексея Бахрушина и др.