Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 29
КЛЕВЕР Юлий Юльевич (1850–1924) Закат в зимнем лесу. 1912
1912
Закат в зимнем лесу
Холст, масло. 116×68,5
Экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика Игоря Грабаря от 6 апреля 2023
онлайн-торги
Описание

В 1912 году Юлий Клевер работал на Рижском взморье, где и написал этот пейзаж. Сюжет разработан художником ранее в двух аналогичных картинах. Пейзажисту редкого и самостоятельного таланта, Клеверу удавалось, сохраняя реалистическое впечатление, привносить уютную декоративность в природные картины. Эффектный образ рыжего заката, отраженного в водной глади: нас завораживает натурализм и драматизм повседневного зрелища. 

Художник нашел свою тему рано и стал головокружительно популярен, благодаря своему превосходному художественному чутью. Принципиальной позицией в обучении пейзажной живописи для Клевера-студента был пленэр — явление обыкновенное сегодня, но в обиход пришедшее только в последнюю четверть XIX века. Академия не сразу внедрила новую европейскую практику, вскоре ставшую обязательной. Любопытная и неординарная биография мастера повествует, как молодой художник на собственном успехе доказал матёрым русским академикам обязательность пленэрной практики.

“Закат в зимнем лесу” — это превосходного качества узнаваемое произведение выдающегося русского пейзажиста рубежа XIX-XX веков Юлия Клевера.

биография

Юлий Юльевич Клевер

1850, Дерпт — 1924, Ленинград

Живописец, пейзажист, педагог.

Сын профессора Дерптского университета. Учился в Дерпте у Карла фон Кюгельхена. По настоянию отца изначально живописец поступил на более практичное, архитектурное отделение, а с 1868 стал постоянным учеником в пейзажном классе у Сократа Воробьева.

В то время в Академии художеств обучение искусству пейзажа сводилось к освоению застылого и размеренного академического жанра. Клевер, искушенный и увлеченный западной пленэрной живописью, хотел писать иначе. Бросив мастерскую Воробьева, он перешёл к академику Михаилу Клодту, но тоже не встретил полного понимания наставника. В итоге художник покинул стены Академии, намереваясьа “развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры». И он действительно много работал, ездил по окрестностям Петербурга, рисовал, искал.

Вскоре к Юлию Клеверу пришло признание. Полотно «Заброшенное кладбище зимой» купил граф Павел Строганов, член Общества поощрения художеств; картину «Закат в лесу» приобрела президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Окрыленный успехом, 24-летний живописец организовал персональную выставку. Выставка для одного была и подавно смелым шагом в те времена. Она имела шумный успех, о молодом художнике заговорили. 

Еще через два года одну из картин Клевера приобрел сам Александр II. Юлию Клеверу, так не окончившему академического курса, присвоили звание классного художника 1-ой степени, звание, которое давалось лишь наиболее прилежным выпускникам. Еще через два года, в 1878 он академик живописи. 

В 1879 году вместе с Василием Самойловым он работал на острове Нарген. В результате, одна из картин — «Лес на острове Нарген» — была приобретена Павлом Третьяковым, другая — «Остров Нарген» — великим князем Алексеем Александровичем, а «Лес зимой» — Александром III.

Жил в Санкт-Петербурге. В 1880-1881 изучал пейзажную живопись в Германии. В 1881 году, то есть, в 30 лет, за достижения Юлию Клеверу было присвоено звание профессора. 

В 1890-х годах произошли события, в результате которых художник уехал в Германию: его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении его знакомого, бывшего конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева.

Семья Клеверов вернулась в Россию только в 1915 году. После возвращения на родину он устроил выставку в Москве. После революции 1917 года Клевер получал материальную поддержку от Общества художников имени Архипа Куинджи. До конца жизни преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования, где заведовал кафедрой монументальной живописи.

Юлия Клевера часто называют первым коммерческим художником. В частной жизни он, балтийский немец, был по-русски щедр и расточителен. Он много зарабатывал, и так же много и тратил, без счета раздавая деньги приятелям и, порой, незнакомым людям. Балагур и жизнелюб, он мог нанять пароход с оркестром и прокатить после спектакля всю труппу Александринского театра по ночной Неве. В 1915 году художник опубликовал книгу «Исповедь», в которой переосмыслил свой жизненный и творческий путь. 

Картины Юлия Клевера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других крупнейших музейных собраниях России и государств бывшего СССР.