+7 926 220-16-83
Портрет происходит из семьи потомков известного дворянского рода Ханыковых. Согласно провенансу – на портрете изображена Екатерина Николаевна Ханыкова (30.05.1815-24.10.1844), дочь чиновника Государственного ассигнационного Банка Николая Васильевича Ханыкова и Клеопатры Михайловны Обресковой. Была замужем за своим троюродным братом, тайным советником Василием Яковлевичем Ханыковым. История древнего рода Ханыковых начинается с XIV века.
Портрет относится к петербургскому периоду творчества известного портретиста Пимена Орлова до его отъезда в Италию. Исключительное мастерство живописца принесло ему признание не только среди аристократии России, но и среди взыскательной итальянской публики.
Поясной портрет Екатерины Николаевны Ханыковой выполнен со свойственной Орлову тщательной проработкой деталей одежды и украшений. Прозрачная ткань модного головного убора того времени – тюрбана, которые сворачивали из кружевных и газовых шарфов, – мягко ниспадает на фарфоровые плечи модели. Изумительно точно передал художник и бархат накидки, отороченной мехом, и кружево, и атласный блеск белого платья. Тонко выписанные украшения подчеркивают высокий статус женщины, но в лице ее нет строгой надменности – ее взгляд – живой и спокойный, обращен прямо на зрителя, щеки покрывает легкий румянец. Все это создает мягкий и утонченный образ молодой женщины.
Пимен Никитич Орлов
1812, хутор Мало-Хвощеватый Воронежской губ. – 6 октября 1865, Рим
Портретист, жанрист, писал пейзажи.
Первые художественные навыки приобрел самостоятельно, начав работать у местных маляров и иконописцев. В 1835 за живопись с натуры награжден малой серебряной медалью. В 1836 учился у Карла Брюллова. В 1837-м получил звание неклассного (свободного) художника, в 1838 – аттестат на звание художника.
Жил в Риме, где очень скоро стал известным художником: его работы, выполненные в традициях итальянского бытового классицизма, завоевали сердца итальянцев и стали основным источником получения средств для существования. В марте 1843 представил несколько портретов на выставке русских художников, устроенной по случаю приезда в Рим великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Лето и осень 1845 провел на Сицилии, в 1846 был в Неаполе.
В 1848 за представленную императору Николаю I картину «Девушка, моющая белье» был удостоен годового пенсиона из государственной казны. Прожил в Италии до конца жизни. За картины, присланные в Петербург, в 1857 году получил звание академика портретной живописи.
Произведения Пимена Орлова представлены в в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музейных и частных собраниях России и Италии.