+7 926 220-16-83
В ручье отражается ясное голубое небо, а за рябью ветвей на фоне – храм с зелёной крышей. “Весна в Пскове” написана в пору одного из псковских пленэров. Молодой художник много путешествовал по России. Псков занял особое место на его полотнах, ему посвящено больше 30 работ. В 1910 году он был награжден премией за картину «Рыбный базар на Пскове-реке» на Весенней выставке Императорской Академии художеств.
С 1905 года Константин Горбатов участвовал в выставках передвижников, демонстрируя приверженность к реалистической линии искусства. Новые веяния рубежа веков, при этом, уже изменили парадигму мышления новых художников: их искусство меньше стремится быть демократичным и фокусируется на формальной, выразительной стороне.
Горбатов, как и многие его современники – Коровин, Туржанский, Виноградов, Юон – всем жанрам предпочли пейзаж. А работе в мастерской предпочли пленэр, что позволило им усвоить уроки французских импрессионистов и продолжить традицию. Педагогами Константина Горбатова были звезды русского пейзажа Николай Дубовской и Александр Киселев, наставниками – Илья Репин и Архип Куинджи. А у самого Горбатова – волшебного колориста и пейзажиста – свой узнаваемый стиль. Он пишет пастозно, его мазок – широкий мягкий «танцующий», ритм этого мазка местами переходит в вибрирующую пуантель.
Константин Иванович Горбатов
1876, Самара – 1945, Берлин.
Живописец, рисовальщик.
В 1896-1903 учился в Рижском политехникуме и в школе рисования и живописи Блюма, окончив которую, получил право преподавать рисование в средних учебных заведениях.
В 1903 поступил на архитектурное отделение Академии художеств (АХ) в Петербурге, в 1904 перевелся на живописное отделение, учился у Александра Киселева и Николая Дубовского. В 1911 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Приплыли», которая была отмечена золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене (1911).
В 1911-13 работал в Италии, исполнил цикл пейзажей Венеции и Капри. В последующие годы писал в основном пейзажи Пскова, Новгорода и Вологды. Входил в Общество им. Архипа Куинджи и Еврейское общество поощрения художеств, много выставлялся, работал с периодическими изданиями.
Казалось, отношения художника с большевистской властью складывались. Поначалу, в период революции 1905-1906 года, он публиковал сатирические рисунки в оппозиционных журналах и участвовал в вечерах помощи революционерам. В 1918 стал членом-учредителем первого профсоюза художников в Петрограде. До 1922 года преподавал там, избранный профессором АХ.
Художник был равно далек и от авангардных поветрий и от метода соцреализма, восторжествовавшего позже. Разделив судьбу многих мастеров кисти, Горбатов с семьёй покинул Советскую Россию в 1922 году. Уехав в командировку от АХ, художник стал невозвращенцем. В 1924 уехал в Италию, в 1928 поселился в Берлине. Участвовал в выставках русского искусства в Гааге (1924), Питтсбурге (1925), Кёльне (1929), Берлине (1930). Обосновавшись с 1926 года в Берлине, Горбатов до начала второй мировой войны много путешествовал: по-прежнему, часто бывал на Капри, Венеции, в середине 1930-х годов ездил в Палестину, Лондон, и от всех его поездок остались работы.
Известно, что до прихода к власти нацистов и формирования нового стиля Третьего рейха Горбатов был одним из самых покупаемых художников в Германии, где обосновался с 1926 года. Большими тиражами выходили открытки репродукций с его пейзажами. Картины Горбатова и сейчас ожидаемы на аукционах. Художник жил и творил в фашистском Берлине до самой смерти в 1945 году. Он завещал вернуть его работы в Россию, и более 100 живописных и графических работ, а также архив художника, были переданы из ГДР в Россию, в музей «Новый Иерусалим» (в то время Московский областной краеведческий музей). Другие работы Горбатова хранятся в Государственном Русском музее и во многих областных художественных музеях, многих музеях бывшего СССР, а также в частных коллекциях по всему миру.