+7 495 773 5557
+7 925 514 8348
+7 926 220 1683
ВЫСТАВКИ:
Юбилейная выставка (1934, Москва).
Посмертная выставка (1941, Ленинград, ГРМ).
Портреты деятелей русского искусства XVIII-XX вв. (1954, Москва, ЦДРИ).
Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве. Москва, 22 марта – 9 июля 2023.
ПУБЛИКАЦИИ:
Каталог «Юбилейная выставка произведений заслуженного деятеля искусств И. И. Бродского: 30 лет художественной деятельности, 1904-1934/Всероссийский кооп. союз работников изобразительных искусств. — М.: Всекохудожник, 1934
Заслуженный деятель искусств И.И. Бродский. 1884-1939: Каталог посмерт. Выставки. Гос. рус. музей. — Л.: 1941. Портреты деятелей русского искусства XVI11 – XX вв. Живопись, графика, скульптура. Каталог. М., 1954. «Исаак Израилевич Бродский. Статьи, письма, документы» (М., 1956. С. 188).
Зеркало души. Портреты и образы в русском искусстве. Каталог. Москва, 2023. С.33.
По воспоминаниям Георгия Менглета, глаза Владимира Хенкина называли «буравчиками» – казалось, он всех видел насквозь. Бродский очень точно передал этот взгляд – пристальный, внимательный, направленный строго на зрителя. Когда видишь портрет, трудно представить, что на нем запечатлен выдающийся комедиант, полный «бешеного, неуемного темперамента и юмора». Будучи близким другом Владимира Яковлевича, Бродский создал нешаблонный образ артиста-комика, открыл его зрителю с другой стороны, знакомой только друзьям и близким.
Владимир Яковлевич Хенкин (1993-1953) был российским и советским актером, народным артистом РСФСР, подлинным королём смеха своего времени. Работа Исаака Бродского над его портретом волей случая затянулась на 14 лет. Первоначальный вариант был завершен в 1914 году и, скорее всего, до 1928 года находился у автора. По каким-то причинам Бродский возвратился к данному произведению и переписал его. Историки связывают это с юбилеем актёра – 25 лет творческой деятельности. Предположительно, Бродский доработал произведение с намерением подарить его артисту.
У друзей была одна общая страсть – оба они были ценителями и собирателями искусства. Внушительное собрание Бродского составляли произведения знаменитых художников начала 20 века, с большинством из которых он был лично: Репин, Левитан, Коровин, Малявин, Петров-Водкин, Кустодиев. Он был блестящим экспертом в области русского искусства.
В воспоминаниях Евгения Бродского, сына художника, есть такой эпизод: «Будучи в Москве, отец зашел в гости к старому другу, известному артисту Владимиру Яковлевичу Хенкину… И вот среди не столь уж большой коллекции картин Хенкина отец определил несколько подделок под Маковского, Айвазовского, Шишкина. …Владимир Яковлевич был очень расстроен, но, будучи человеком остроумным, сказал: “Твой приход, Исаак, помимо ужина, стоил мне, по меньшей мере, 20 тысяч рублей”».
Исаак Израилевич Бродский
1883, Таврическая губерния – 1939, Ленинград
Живописец, график, портретист, пейзажист, автор картин на историко-революционные темы. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, директор Всероссийской академии художеств, профессор.
Рисовал с пяти лет, окончил художественную школу. Затем учился в Одесском художественном училище (1896-1902) у Геннадия Ладыженского, Кириака Костанди, Луиджи Иорини, затем в Академии художеств (АХ) в Санкт-Петербурге (1902-1908) у Яна Ционглинского и Ильи Репина.
На протяжении всей жизни Бродский много путешествовал. С 1906 года мастер ежегодно выезжал для работы в Псков, в то же время начал проводить летние месяцы в академической даче Владимиро-Мариинский приют (Тверская губерния). В 1909-1912 годах в качестве пенсионера Академии художеств путешествовал по Европе и Малой Азии. Он бывал в Германии и Франции, в 1911 году жил у писателя Максима Горького на острове Капри, по дороге к нему посетив также Османскую империю и часть Африки. Начиная с 1912 года Бродский несколько раз бывал в усадьбе Ильи Репина “Пенаты” в Куоккале (ныне – Репино). По совету учителя и наставника, Исаак Израилевич также отправился в Испанию, а потом в Англию. В Испании Бродский создавал работы с сюжетами из жизни матадоров, в Италии разрабатывал пейзажи и композиции, наполненные праздничной итальянской действительностью. Среди неоспоримых талантов Бродского большое значение имела его способность к декоративизму. Произведения мастера 1910-х годов отличает легкая корпусная техника исполнения. В колористическом решении художник отошел от увлечения серо-серебристой гаммой и перешел к открытым контрастным цветовым отношениям. Как точно заметил Иосиф Бродский (1940-1996): “Он неизменно стремился к целостному образному обобщению своих впечатлений, решая пейзажи как картинные композиции”.
В 1911-1912 годах Бродский отвечал за художественное оформление журнала “Вершина”. Художник продолжил работать в издательской сфере и во время Первой мировой войны, когда участвовал в организации ряда литературных изданий, предназначавшихся для помощи жертвам войны. “Жизнь отравлена этой войной, – писал Исаак Израилевич. – уже иначе смотришь на все”.
Член объединений: Община художников (1908-1931), Общество Куинджи (1909-1932), Союз русских художников (с 1910), Союз южнорусских художников (с 1910), «Шестнадцать» (1919-1928), АХРР (1924-1932), Общество Репина (1924-1929). Преподавал в ЛИНЖАС (1932-1939). Основал Бердянский художественный музей.
Произведения Бродского представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Музее-квартире в Петербурге, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ, Бердянском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск) и других музейных и частных собраниях, как в России, так и за рубежом.