Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 34
ВЕЩИЛОВ Константин Александрович (1878-1945)
1911
Возвращение из церкви
Красное дерево (в форме палитры для масляных красок), масло.
38×60 (максимальные размеры)
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина от 28 октября 2023
Внизу слева авторская подпись и дата: «К.Вещиловъ// 1911».
Внизу справа авторская дарственная надпись: «Поэту-худож- никъ!// Многоуважаемой Надежде Ивановне Грамматчиковой// на добрую память Константинъ Вещиловъ// 17 сентября 1911».
онлайн-торги
Описание

В пейзаже воистину нет стихий, Вещилову не подвластных. Но искал себя художник с юности прежде всего как жанрист. “Любимый ученик Репина” глубоко изучил археологию и историю, и время от времени показывал на выставках истинные хиты этого жанра. Таков и пейзаж “Возвращение из церкви” (1911), ныне хранимый Омским художественным музеем имени Врубеля. Наш лот — эта замечательная расписная палитра — уменьшенное повторение “Возвращения из церкви”, созданное специально в качестве памятного сувенира близкому другу.

В шестнадцатом веке на Руси — а именно это время изображает живописец — юноше нельзя было и помыслить знакомиться с девушкой на улице. О знакомстве и о свадьбе договаривались через посредство родителей. Но герой картины Вещилова настроен решительно. Он увязался вслед за девушкой, идущей под руку с матерью и старается её разглядеть.

Первая владелица картины Надежда Ивановна Грамматчикова (1870-не ранее 1917) — русская поэтесса, писательница, жена вице-адмирала Граматчикова — командира крейсера «Аскольд» в 1904 году во время русско-японской войны. 

В 1911 году Вещилов работал над картиной «Прорыв крейсера «Аскольд»» по заказу Морского Министерства. Работа подарена Грамматчиковой на именины Надежды, которые по старому стилю отмечались 17 сентября. 

биография

Константин Александрович Вещилов

1878, Санкт-Петербург – 1945, Нью-Йорк, США

Живописец, пейзажист, график, сценограф, педагог.

Родился в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Получив первые уроки живописи в Валаамском монастыре, он продолжил учебу в столице. В 1893-1896 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1896-1898 – в школе княгини Марии Тенишевой, в классе Ильи Репина, и в 1898-1904 – в его же мастерской в Императорской Академии художеств. 

По воспоминаниям многих современников, Вещилов был любимым учеником Репина и близким другом его сына, Юрия. Илья Ефимович пророчил молодому художнику большое будущее и наставлял его на путь исторического живописца-монументалиста. Дипломная работа Константина Вещилова «Иоанн Грозный после казанских побед» (1904) была высоко оценена Советом Академии художеств, а сам автор получил звание художника и право на пенсионерскую поездку заграницу. 

Помимо ИАХ, он успешно окончил Императорский Археологический институт в 1908 году: в тот период художник часто писал полотна на исторические темы.

На протяжении двух десятилетий Вещилов совершенствовался во многих жанрах, был достаточно успешен и признан публикой в России, занимал почетную должность официального художника морского министерства. Одновременно развивался как жанрист и пейзажист, театральный декоратор и иллюстратор, был талантливым портретистом и рисовальщиком. Участвовал в петербургских выставках: Весенних в залах ИАХ (ежегодно в 1902–1918), Общества русских акварелистов (1904–1917; член общества с 1911), Товарищества художников (1912, 1916), ТПХВ (1914–1918), 1-й и 2-й выставках Общества им. Архипа Куинджи (1917 и 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), 3-й выставке Общины художников (1921). За время службы при морском министерстве был награжден орденом Cв. Станислава II степени, орденом Cв. Анны II степени и орденом Cв. Владимира IV степени. 

 Большинство русских работ художника демонстрируют влияние академизма, что проявлялось в выборе жанра, сюжетов, цветовой палитре, в тщательной проработке подготовительного рисунка при создании картин, в стремлении жизнеподобно передать изображаемое. Но свое настоящее призвание Константин Александрович нашел, будучи именно в эмиграции, где он полностью раскрыл свой дар истинного импрессиониста и тонкого колориста. 

В его творчестве важную роль играли цвет, естественный свет и свежее впечатление от увиденного. Не все картины были написаны им на пленэре. Но многочисленные этюды позволили художнику мастерски воспроизводить красоту, увиденную им однажды. 

Интерес к импрессионистической манере письма у Вещилова появился еще в 1910-х. Это был постепенный уход от подготовительного рисунка, применение чистых цветов, широкого мазка, вариации с цветовыми решениями в пользу более интенсивных цветов и броских оттенков. 1920-е годы были продолжением поиска авторского художественного выражения, результатом которого стали всеми узнаваемые манящие морские закаты, пенящиеся волны с легкими парусниками вдали, пушистые заснеженные ели в горах, дивные русские церкви в солнечный зимний день и полусказочные сюжеты русской старины.  

Эмигрантский период творчества Вещилова длился почти четверть века, с 1922 по 1945 годы, в которые художник жил и активно работал в трех странах: Италии, Франции и США. С 1923 по 1926 год он много путешествовал по Италии, и большую часть времени проводил на острове Капри. Результатом стали сотни работ, успешно экспонированные во Франции несколькими годами позже. 

Французская пресса неоднократно отмечала талант Константина Вещилова как мастера зимних пейзажей, которому легко удается подчеркнуть гармонию голубизны воды и белизны снега, создающую полную симфонию цветов. Он был также прекрасным мастером морского пейзажа. После переезда во Францию художник нашел новое для себя решение в изображении морских далей и скалистых берегов. Его вдохновили путешествия по прибрежным городам Нормандии, Бретани и Корсики. Основной их мотив – изображение волнующегося моря и пены прибоя, золотистой ряби и отблеска солнечных лучей на водной глади. 

Вещилов принимал участие в выставочной деятельности как в Европе, так и в Америке. Живя в разных странах, он активно участвовал в общественной деятельности русской эмиграции, был близок со многими художниками русского зарубежья. Состоял в русских эмигрантских общественных и художественных организациях. Во Франции Вещилов был Почетным членом Парижской Кают-компании, состоял в правлении секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции для юридической защиты профессиональных интересов и авторских прав русских художников. В США художник являлся Почетным членом Общества бывших Русских Морских Офицеров в Америке, состоял в клубе им. Модеста Мусоргского, совместно с другими художниками организовал Общество им. Ильи  Репина. Участвовал в благотворительных акциях, устраивал лотереи картин, жертвовал свои работы в пользу нуждавшихся русских эмигрантов. 

После переезда в США в 1935 году, много времени Вещилов проводил в путешествиях по северо-восточной части США, где он писал пейзажи, морские и романтические виды, заснеженные горные вершины и прибрежные сцены штата Мэн. 

Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музеях Хабаровска, Новосибирска, Севастополя, Перми, Одессы, Бердянска, Астрахани, Омска, Самары, Нижнего Новгорода, в Люксембургском музее в Париже, в частных собраниях в России и за рубежом.