Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 35
ВЕЩИЛОВ Константин Александрович (1878-1945)
1915
Солнечный день в лесу
Холст, масло
99 х 77,5 см
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза им. Павла Третьякова от 10 февраля 2020
онлайн-торги
Описание

Константин Вещилов был искусным мастером пейзажа. Перед Вами полотно “Солнечный день в лесу”. Год его исполнения — 1915-й  — придаёт картине весомость и значительность, поскольку это один из наиболее ценимых периодов его творчества – до эмиграции. 

Весёлый и энергичный, любимый ученик Ильи Репина начал карьеру, как живописец исторического жанра. После 1910-х в его наследии получают место сценография, иллюстрация и портрет. Но мы знаем художника преимущественно как пейзажиста. Революционные годы поставили многих русских живописцев перед тяжёлым выбором: остаться или эмигрировать. Биография Вещилова свидетельствует об искренних и многократных попытках добродетельного живописца поладить с новым укладом жизни в России, но в 1922 году художник всё же уехал. Жизнь русского зарубежья была тяжела, но давала свободу творчества. Неподцензурность это одно, а коммерческий успех, порой, другое.  За рубежом из полотен Вещилова исчезают признаки времён и народов, оставляя нам первозданную, чувственную пейзажную лирику.

Необходимость зарабатывать и быть востребованным у публики со временем придала его творчеству салонного лоска. Уехав, художник успел пожить в Италии, Франции и США и везде продолжал писать море и ёлки под шапкой искристого снега. В эмиграции Вещиловские виды природы обретают постоянство горизонтального формата и размера (до метра). А “Солнечный день в лесу” – особенный. В год его создания – 1915-й – Константин Вещилов — импрессионист и без пяти минут академик живописи. Перед нами вертикальный, на редкость крупный холст с лесным видом. Эмоциональное тепло этого пейзажа Вещилов мастерски создаёт при помощи свето-цветовой моделировки.

биография

Константин Александрович Вещилов

1878, Санкт-Петербург – 1945, Нью-Йорк, США

Живописец, пейзажист, график, сценограф, педагог.

Родился в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Получив первые уроки живописи в Валаамском монастыре, он продолжил учебу в столице. В 1893-1896 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1896-1898 – в школе княгини Марии Тенишевой, в классе Ильи Репина, и в 1898-1904 – в его же мастерской в Императорской Академии художеств.

По воспоминаниям многих современников, Вещилов был любимым учеником Репина и близким другом его сына, Юрия. Илья Ефимович пророчил молодому художнику большое будущее и наставлял его на путь исторического живописца-монументалиста. Дипломная работа Константина Вещилова «Иоанн Грозный после казанских побед» (1904) была высоко оценена Советом Академии художеств, а сам автор получил звание художника и право на пенсионерскую поездку заграницу.

Помимо ИАХ, он успешно окончил Императорский Археологический институт в 1908 году: в тот период художник часто писал полотна на исторические темы.

На протяжении двух десятилетий Вещилов совершенствовался во многих жанрах, был достаточно успешен и признан публикой в России, занимал почетную должность официального художника морского министерства. Одновременно развивался как жанрист и пейзажист, театральный декоратор и иллюстратор, был талантливым портретистом и рисовальщиком. Участвовал в петербургских выставках: Весенних в залах ИАХ (ежегодно в 1902–1918), Общества русских акварелистов (1904–1917; член общества с 1911), Товарищества художников (1912, 1916), ТПХВ (1914–1918), 1-й и 2-й выставках Общества им. Архипа Куинджи (1917 и 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (1919), 3-й выставке Общины художников (1921). За время службы при морском министерстве был награжден орденом Cв. Станислава II степени, орденом Cв. Анны II степени и орденом Cв. Владимира IV степени.

Большинство русских работ художника демонстрируют влияние академизма, что проявлялось в выборе жанра, сюжетов, цветовой палитре, в тщательной проработке подготовительного рисунка при создании картин, в стремлении жизнеподобно передать изображаемое. Но свое настоящее призвание Константин Александрович нашел, будучи именно в эмиграции, где он полностью раскрыл свой дар истинного импрессиониста и тонкого колориста.

В его творчестве важную роль играли цвет, естественный свет и свежее впечатление от увиденного. Не все картины были написаны им на пленэре. Но многочисленные этюды позволили художнику мастерски воспроизводить красоту, увиденную им однажды.

Интерес к импрессионистической манере письма у Вещилова появился еще в 1910-х. Это был постепенный уход от подготовительного рисунка, применение чистых цветов, широкого мазка, вариации с цветовыми решениями в пользу более интенсивных цветов и броских оттенков. 1920-е годы были продолжением поиска авторского художественного выражения, результатом которого стали всеми узнаваемые манящие морские закаты, пенящиеся волны с легкими парусниками вдали, пушистые заснеженные ели в горах, дивные русские церкви в солнечный зимний день и полусказочные сюжеты русской старины.

Эмигрантский период творчества Вещилова длился почти четверть века, с 1922 по 1945 годы, в которые художник жил и активно работал в трех странах: Италии, Франции и США. С 1923 по 1926 год он много путешествовал по Италии, и большую часть времени проводил на острове Капри. Результатом стали сотни работ, успешно экспонированные во Франции несколькими годами позже.

Французская пресса неоднократно отмечала талант Константина Вещилова как мастера зимних пейзажей, которому легко удается подчеркнуть гармонию голубизны воды и белизны снега, создающую полную симфонию цветов. Он был также прекрасным мастером морского пейзажа. После переезда во Францию художник нашел новое для себя решение в изображении морских далей и скалистых берегов. Его вдохновили путешествия по прибрежным городам Нормандии, Бретани и Корсики. Основной их мотив – изображение волнующегося моря и пены прибоя, золотистой ряби и отблеска солнечных лучей на водной глади.

Вещилов принимал участие в выставочной деятельности как в Европе, так и в Америке. Живя в разных странах, он активно участвовал в общественной деятельности русской эмиграции, был близок со многими художниками русского зарубежья. Состоял в русских эмигрантских общественных и художественных организациях. Во Франции Вещилов был Почетным членом Парижской Кают-компании, состоял в правлении секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции для юридической защиты профессиональных интересов и авторских прав русских художников. В США художник являлся Почетным членом Общества бывших Русских Морских Офицеров в Америке, состоял в клубе им. Модеста Мусоргского, совместно с другими художниками организовал Общество им. Ильи  Репина. Участвовал в благотворительных акциях, устраивал лотереи картин, жертвовал свои работы в пользу нуждавшихся русских эмигрантов.

После переезда в США в 1935 году, много времени Вещилов проводил в путешествиях по северо-восточной части США, где он писал пейзажи, морские и романтические виды, заснеженные горные вершины и прибрежные сцены штата Мэн.

Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музеях Хабаровска, Новосибирска, Севастополя, Перми, Одессы, Бердянска, Астрахани, Омска, Самары, Нижнего Новгорода, в Люксембургском музее в Париже, в частных собраниях в России и за рубежом.