+7 926 220-16-83
Провенанс: Работа происходит из коллекции Георгия Дионисовича Костаки (1913 — 1990), крупнейшего коллекционера произведений русского авангарда.
«Портрет» 1959 года — яркий пример раннего «мраморного» периода творчества Анатолия Зверева. В это время художник отказывается от работы с чистыми цветами — красным, синим и желтым. Вместо этого он отдает предпочтение сложной игре оттенков, создавая похожую на мрамор текстуру. Подобно мастерам древнего Китая, Зверев позволяет проявляться образам на белом пространстве листа лишь намеком, едва уловимым касанием кисти. Это не строгая моделировка формы, а скорее фиксация мимолетного впечатления, светового потока, захватившего воображение художника.
Именно в этот период судьба сводит Анатолия Зверева с Георгием Костаки — выдающимся коллекционером русского авангарда. Костаки, потрясенный талантом и новаторством молодого художника, становится его меценатом и другом. Дом коллекционера превращается в творческую мастерскую, где рождается культ Зверева, а сам Костаки относится к нему как к своему гениальному творению.
Важно отметить, что коллекция Костаки, состоявшая из шедевров русского авангарда, стала для художника настоящей школой. Здесь он мог черпать вдохновение, изучать недоступные широкой публике в то время работы мастеров начала ХХ века. Неслучайно Костаки сравнивал зоркий глаз Зверева с объективом фотокамеры, способным запечатлеть саму суть вещей.
В 1959 году, когда была создана представленная работа, Зверев уже получил международное признание. Золотая медаль Международного молодежного фестиваля, присужденная ему Давидом Сикейросом, выдающимся мексиканским художником, публикация в американском журнале Life с восторженной статьей Александра Маршака — все это свидетельствовало о стремительном взлете художника на мировой арене. Его работы приобретает нью-йоркский Музей современного искусства, а Пабло Пикассо называет Зверева лучшим рисовальщиком эпохи.
Работа «Портрет», происходящая из коллекции Георгия Костаки — уникальный артефакт, свидетельствующий о начале восхождения звезды Анатолия Зверева, его творческих поисках и роли, которую сыграл в его судьбе Георгий Костаки.
Анатолий Тимофеевич Зверев
1931, Москва — 1986, Москва
Советский художник-авангардист и график.
Анатолий Зверев родился в Москве в 1931 году. Поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года (сегодня: МАХУ), но не проучился там и года, был исключен «за формализм». Он прославился, когда ему присудил Золотую медаль Международного молодёжного фестиваля известный мексиканский художник Сикейрос. В период с 1959 по 1962 выставки Зверева были, в основном, квартирными. Но после того, как новость о художнике облетела весь мир, состоялись выставки в Париже и Женеве, а «Метрополитен-музей» купил работы в свою коллекцию. Остаток своих дней Анатолий Зверев творил, находя случайный приют у знакомых. Писал на обрывках обоев, бумаге, реже — на подаренных холстах. Оплатой часто были: кусок хлеба и тёплый угол. Обстоятельства смерти художника не ясны до сих пор, он скончался в возрасте 55 лет.
Зверев одним из первых советских художников усвоил художественные уроки Джексона Поллока; во многих отношениях был близок к ташизму. С середины 1950-х гг. «основным спонсором, коллекционером и пропагандистом» Зверева был Георгий Костаки, считавший его первым русским экспрессионистом. Апологеты Зверева утверждают, что сам Пикассо отзывался о нём как о великом русском рисовальщике, а Роберт Фальк пафосно заявлял, что каждое прикосновение его кисти священно.
Работы Зверева разошлись по многочисленным частным отечественным и зарубежным собраниям. В Государственной Третьяковской галерее хранится собрание замечательных рисунков, акварелей и полотен Зверева, часть которых была куплена галереей, а часть подарена З.П. Поповой, И.А. Кузнецовым и другими меценатами. В 2013 году в Москве был открыт частный Музей АZ (Анатолия Зверева).