Аукционный дом

+7 495 773 5557

+7 925 514 8348

+7 926 220 1683

Лот 4
НЕФФ Тимофей Андреевич (1805-1876)
Середина 1840-х (не позднее 1846)
Покров Пресвятой Богородицы. Эскиз иконы для Исаакиевского собора
Холст, масло
37,5 х 18 см
Экспертиза: Научно-исследовательская независимая экспертиза им.Павла Третьякова от 14.02.2023 
онлайн-торги
Описание

Произведения религиозного искусства занимают важнейшее место в творчестве Тимофея Неффа. И два наиболее значимых заказа, исполненных им в этом ключе — образа для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1844-1854) и образа храма Христа Спасителя в Москве (1854-1876). Два блистательных лота с наших торгов — из Исаакиевского собора.

Строительство его по проекту Огюста Монферрана продолжалось с 1818 по 1858 год, а в 1858 году состоялось торжественное освящение. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы: Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов. Их работой руководил ректорат Академии художеств и все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Тимофею Неффу поручили исполнение икон нижнего яруса главного иконостаса и семи икон «Праздников» в нишах столбов. Художник работал над созданием образов на протяжении десяти лет. «За образа для Исаакиевского собора Нефф в 1848 году получил звание профессора исторической и портретной живописи. Содержательный и формальный анализ его работ в Исаакиевском соборе говорит  том, что это лучшие произведения, созданные им в области религиозной живописи. В них достаточно ясно отразилось влияние старых мастеров XVI-XVII веков. Во многих образах, прежде всего в «праздниках», Нефф достигает особого молитвенного настроения не благодаря следованию православным канонам, но благодаря глубокой продуманности композиции, колорита, освещения, ритма и движения фигур. «Идеальные типы», присутствующие в образах Неффа, <…> — внеисторичны;  художник сознательно не гнался за «правдой жизни» и считал, что именно «идеальность» в первую очередь отвечает сути религиозной живописи» — размышляет Юрий Гудыменко в монографии «Придворный живописец Тимолеон Нефф».

биография

Тимофей (Тимолеон Карл) Андреевич Нефф 

1804, усадьба Пюсси Эстляндской губ. — 1877, Санкт-Петербург

Живописец, график, почетный член Флорентийской академии, профессор Императорской Академии художеств. Портретист, писал жанровые картины, пейзажи, много работал над убранством церквей.

Сын француженки — гувернантки. Первоначально учился в Дерпте у Карла фон Кюгельхена, брал уроки у пейзажиста Франсуа де ля Троба. В 1824-1825 годах учился в Академии Художеств в Дрездене. По окончании отправился в Рим, где испытал влияние художников-назарейцев. 

Занимался жанровой и пейзажной живописью, исполнял карикатуры. Из Рима вернулся в Эстляндию. В 1827 переехал в Санкт-Петербург, писал портреты по заказам англо-немецкого купечества и духовенства, военных и чиновников. С 1832 — придворный живописец Николая I и Александра II. 

Осенью 1837 открыл выставку собственных произведений в своей мастерской в Санкт-Петербурге. В 1839 за образа, выполненные для малой церкви Зимнего дворца, удостоен звания академика. За работы для Исаакиевского собора удостоен почетного диплома АХ во Флоренции (1846) и получил звание профессора ИАХ (1849). 

В 1855 принят на службу в ИАХ «по живописи исторической и портретной». В 1850-1870-е годы участвовал в оформлении многих церквей. C февраля 1864 исполнял должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. Участвовал в выставках ИАХ и в международной выставке 1862 в Лондоне. 

Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ,»Автопортрет» художника 1840-х годов экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музейных и частных собраниях России и зарубежья.