+7 926 220-16-83
Произведения религиозного искусства занимают важнейшее место в творчестве Тимофея Неффа. И два наиболее значимых заказа, исполненных им в этом ключе – образа для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1844-1854) и образа храма Христа Спасителя в Москве (1854-1876). Два блистательных лота с наших торгов – из Исаакиевского собора.
Строительство его по проекту Огюста Монферрана продолжалось с 1818 по 1858 год, а в 1858 году состоялось торжественное освящение. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы: Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов. Их работой руководил ректорат Академии художеств и все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.
Тимофею Неффу поручили исполнение икон нижнего яруса главного иконостаса и семи икон «Праздников» в нишах столбов. Художник работал над созданием образов на протяжении десяти лет. «За образа для Исаакиевского собора Нефф в 1848 году получил звание профессора исторической и портретной живописи. Содержательный и формальный анализ его работ в Исаакиевском соборе говорит том, что это лучшие произведения, созданные им в области религиозной живописи. В них достаточно ясно отразилось влияние старых мастеров XVI-XVII веков. Во многих образах, прежде всего в «праздниках», Нефф достигает особого молитвенного настроения не благодаря следованию православным канонам, но благодаря глубокой продуманности композиции, колорита, освещения, ритма и движения фигур. «Идеальные типы», присутствующие в образах Неффа, <…> – внеисторичны; художник сознательно не гнался за «правдой жизни» и считал, что именно «идеальность» в первую очередь отвечает сути религиозной живописи» – размышляет Юрий Гудыменко в монографии «Придворный живописец Тимолеон Нефф».
Тимофей (Тимолеон Карл) Андреевич Нефф
1804, усадьба Пюсси Эстляндской губ. – 1877, Санкт-Петербург
Живописец, график, почетный член Флорентийской академии, профессор Императорской Академии художеств. Портретист, писал жанровые картины, пейзажи, много работал над убранством церквей.
Сын француженки – гувернантки. Первоначально учился в Дерпте у Карла фон Кюгельхена, брал уроки у пейзажиста Франсуа де ля Троба. В 1824-1825 годах учился в Академии Художеств в Дрездене. По окончании отправился в Рим, где испытал влияние художников-назарейцев.
Занимался жанровой и пейзажной живописью, исполнял карикатуры. Из Рима вернулся в Эстляндию. В 1827 переехал в Санкт-Петербург, писал портреты по заказам англо-немецкого купечества и духовенства, военных и чиновников. С 1832 – придворный живописец Николая I и Александра II.
Осенью 1837 открыл выставку собственных произведений в своей мастерской в Санкт-Петербурге. В 1839 за образа, выполненные для малой церкви Зимнего дворца, удостоен звания академика. За работы для Исаакиевского собора удостоен почетного диплома АХ во Флоренции (1846) и получил звание профессора ИАХ (1849).
В 1855 принят на службу в ИАХ “по живописи исторической и портретной”. В 1850-1870-е годы участвовал в оформлении многих церквей. C февраля 1864 исполнял должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. Участвовал в выставках ИАХ и в международной выставке 1862 в Лондоне.
Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ,”Автопортрет” художника 1840-х годов экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музейных и частных собраниях России и зарубежья.