+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Силаев В.С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, член экспертных советов Антикварных салонов; 7 апреля 2025 г.
Продажи: “Auction by Cannes Encheres.Russian Painters-Private Collection”, 16 апреля 2011 г.
Творчество Вечтомова — это смелый синтез традиций русского авангарда начала XX века и новаторских идей. Представляемая «Композиция» написана в характерной для художника абстрактной манере и относится к уже зрелому «биоморфному космизму» — собственной идейно-стилистической системе. Одина из типичных работ этого периода, «Реквием» 1958 года находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. «Композиция» написана в наиболее плодотворный «лианозовский» период творчества Николая Вечтомова. Примечательно, что в 1961 г. состоялась первая персональная выставка художника в Москве.
Полотно, выдержанное в любимой Вечтомовым черно-красной гамме, словно пульсирует изнутри, затягивая зрителя в свое пространство. Для его живописи характерна гладкая, почти лакированная поверхность, так же работающая на создание впечатления глубины. Вполне возможно, именно фронтовые впечатления задали вектор творчества Вечтомова в мирное время. Всполохи красного – это не только отражение космических катаклизмов, но и отголоски огненного ада Сталинграда, в боях за который Вечтомов принимал участие. Художник провел на фронте всю войну, был в плену, участвовал в партизанской борьбе. Это оставило глубокий след в его душе и, безусловно, повлияло на творчество.
Именно в этом контрасте космического и земного, в переплетении личных переживаний и философских поисков заключается особенная притягательность творчества художника. Его картины – словно метафизические окна в бесконечность, приглашающие зрителя к диалогу о вечных вопросах бытия. Недаром сегодня его имя стоит в одном ряду с ярчайшими представителями нонконформизма, а работы пользуются огромным успехом у коллекционеров.
Николай Евгеньевич Вечтомов
1923, Москва — 2007, Москва
Советский и российский художник, яркий представитель нонконформизма и один из классиков второй волны русского авангарда, состоял в творческом объединении “Лианозовская школа”.
Николай Вечтомов родился 10 апреля 1923 года в Москве. В 1941 году окончил среднюю школу и в августе того же года был призван в армию, где попал в Саратовское танковое училище. Принимал участие в боях за Сталинград, где попал в окружение и был взят в плен. Со второй попытки ему удалось сбежать из лагеря для военнопленных вблизи Дрездена и добраться до границы с Чехословакией, где встретился с братом своего отца, ранее эмигрировавшим в Чехословакию — известным чешским виолончелистом Иваном Вечтомовым.
После войны в 1946 году поступил в Московское городское художественное училище, которое в 1949 году было закрыто с формулировкой «за формализм». Вечтомов вместе с другими учащимися был переведен в училище памяти 1905 года, которое успешно окончил в 1951 году. После этого устроился работать дизайнером на Комбинате декоративно-оформительского искусства. В середине 1950-х вместе со своими друзьями и однокурсниками Владимиром Немухиным и Лидией Мастерковой присоединился к “Лианозовской группе”. Участвовал в нескольких исторических выставках неофициального искусства: в клубе «Дружба» (1967), в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975). В 1991 году его картины были на выставке «Другое искусство» в Третьяковской галерее.
Сегодня произведения мастера находятся во многих музеях и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Музее актуального искусства ART4.RU, Ярославском художественном музее, Дальневосточном художественном музее, Московском музее современного искусства.