+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Гордеева Е.В., Горбачева М.А., Геращенко И.В.; 02 апреля 2024 г.
В картине Константина Коровина «Выезд из села Покров. Масленица» чувствуется глубокая ностальгия по России. Это и легкая, изящная зарисовка зимнего пейзажа, и яркое, обращённое к старине, эмоциональное воспоминание о народном празднике Масленицы. Произведение принадлежит к серии «Воспоминания о России», в котором художник с присущей ему тонкостью воссоздаёт атмосферу русской деревни.
Перед нами зимняя дорога, уходящая в заснеженный лес, с видами на деревенские избы и, конечно же, церковь. Мчащаяся тройка, лихой ямщик, гармонист, изящная женская фигурка с коромыслом – всё это символы русской жизни, так любимые художником. Коровин, мастер импрессионистического пейзажа, передает ощущение движения и радости праздника с помощью лёгких, динамичных мазков. Цветовая гамма картины поражает: холодные серые, голубые и лиловые тона, соседствующие с яркими красками желтого, красного и розового, создают ощущение искрящегося зимнего дня. Декоративность, характерная для модерна, и обращение к старинным мотивам не только достоверно передают образ, но и отражают глубокую ностальгию по уходящим традициям.
«Выезд из села Покров. Масленица» – это картина, дышащая живой историей, наполненная духом России. Её привлекательность заключается в непосредственности живописного восприятия и глубоком уважении к народным традициям.
Коровин Константин Алексеевич
1861, Москва — 1939, Париж
Великий русский импрессионист, живописец, сценограф, педагог. Входил в Абрамцевский художественный кружок Саввы Мамонтова. Член и экспонент объединений Мир искусства и Союз русских художников. Много работал для театра. С творчеством художника связана история русского импрессионизма в пейзаже и натюрморте.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1875-1886 у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Прянишникова; был самым молодым студентом МУЖВЗ. Константин поступает в пейзажный класс к Саврасову, а после ухода его любимого преподавателя из Училища переходит в класс к Василию Поленову. В 1881 успевает поучиться в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). По рекомендации Поленова Коровин знакомится с Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка. Это знакомство принесет живописцу многолетнее сотрудничество с Саввой Ивановичем и близкую дружбу с Валентином Серовым. Работая над постановками в частной опере Мамонтова, Коровин переворачивает представление о роли художника в театре, поставив театрально-декорационного искусство в один ряд с музыкой и хореографией. Именно здесь зародился тот новый подход к художественному оформлению спектаклей, который затем был подхвачен Дягилевым и мирискусниками. В дальнейшем Коровин продолжил развивать новые живописные трактовки костюмов и декораций на сценах Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга. Постановки с его сценографией стали событиями в художественной жизни и способствовали триумфальному шествию русского театра за рубежом.
Большое влияние на творчество Коровина оказали поездки на Север, организованные С.И. Мамонтовым. Для северных пейзажей художник часто использовал тонкие мерцающие оттенки серого: жемчужно-лиловые, голубоватые, розовые. По материалам этих поездок Коровин оформил северный павильон на Всероссийской выставке 1896 году в Нижнем Новгороде, а в 1900 году — здание «Русской деревни» на Всемирной выставке в Париже, за которую получил две золотые медали и орден кавалера Почетного легиона.
Произведения первого русского импрессиониста хранятся в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее Русского Импрессионизма в Москве, Художественном музее Алтайского края, РОССИИ и многих других отечественных и зарубежных частных и музейных коллекциях.