Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 55
КОРОВИН Константин Алексеевич
1920-е-1930-е гг.
«Бульвар де ла Гар в Париже»
Картон, масло
32,8 х 40,8 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Горбачева М.А., Гордеева Е.В., Геращенко И.В.; 10 июля 2024 г.)

После отъезда из России, с 1923 года Коровин обосновался в Париже, продолжая много работать. Он любил изображать город с разных ракурсов, как будто смотрел на здания то сидя за столиком открытого кафе, то стоя на высоком балконе.
Парижская ночь на полотне Константина Коровина дышит, мерцает и зовет прогуляться по мокрому бульвару. «Бульвар де ла Гар» – это не просто городской пейзаж, это запечатленное мгновение, полное жизни и атмосферы французской столицы 1920-30-х годов. Коровин, мастерски владеющий импрессионистической техникой, не стремится к фотографической точности. Его Париж – это город, увиденный сквозь призму чувств, город света и тени, отражений и бликов.
В работе «Бульвар де ла Гар в Париже» отрывистые, энергичные мазки Коровина словно передают пульс города, ритм шагов по мостовой. Фактура картины придает изображению почти осязаемую объемность. Мы чувствуем влажность воздуха после дождя, блеск мокрых камней под светом фонарей. Перспектива улицы, уходящей вглубь полотна, притягивает взгляд, заставляя нас мысленно продолжить прогулку вдоль бульвара. Фонари, разбросанные по холсту, становятся главными источниками света, их желтоватые лучи выхватывают из темноты фрагменты зданий, вывески кафе, одинокую фигуру прохожего. Контраст теплых и холодных тонов, игра света и тени создают особую эмоциональную напряженность, передают очарование ночного города.
«Бульвар де ла Гар» – это не просто изображение конкретного места. Это воплощение духа Парижа, его романтики и тайны. Для Коровина, вынужденного покинуть родину, Париж стал вторым домом. И в этой картине мы видим не только восхищение художника красотой города, но и его ностальгию, легкую грусть эмигранта, нашедшего утешение в творчестве. Неслучайно ночной город становится одним из центральных образов в его позднем творчестве. В нем он находит отражение своих собственных чувств, своей душевной жизни.
В духе импрессионизма художник стремился передать мгновенное впечатление от увиденного. Он работал без предварительных эскизов, непосредственно нанося краски на холст, что позволяло ему передавать настроение с максимальной точностью.

биография

Коровин Константин Алексеевич
1861, Москва — 1939, Париж
Великий русский импрессионист, живописец, сценограф, педагог. Входил в Абрамцевский художественный кружок Саввы Мамонтова. Член и экспонент объединений «Мир искусства» и Союз русских художников. Много работал для театра. С творчеством художника связана история русского импрессионизма в пейзаже и натюрморте.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1875-1886 у Василия Перова, Алексея Саврасова и Иллариона Прянишникова; был самым молодым студентом МУЖВЗ. Константин поступает в пейзажный класс к Саврасову, а после ухода его любимого преподавателя из Училища переходит в класс к Василию Поленову. В 1881 успевает поучиться в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). По рекомендации Поленова Коровин знакомится с Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка. Это знакомство принесет живописцу многолетнее сотрудничество с Саввой Ивановичем и близкую дружбу с Валентином Серовым. Работая над постановками в частной опере Мамонтова, Коровин переворачивает представление о роли художника в театре, поставив театрально-декорационного искусство в один ряд с музыкой и хореографией. Именно здесь зародился тот новый подход к художественному оформлению спектаклей, который затем был подхвачен Дягилевым и мирискусниками. В дальнейшем Коровин продолжил развивать новые живописные трактовки костюмов и декораций на сценах Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга. Постановки с его сценографией стали событиями в художественной жизни и способствовали триумфальному шествию русского театра за рубежом.
Большое влияние на творчество Коровина оказали поездки на Север, организованные С.И. Мамонтовым. Для северных пейзажей художник часто использовал тонкие мерцающие оттенки серого: жемчужно-лиловые, голубоватые, розовые. По материалам этих поездок Коровин оформил северный павильон на Всероссийской выставке 1896 году в Нижнем Новгороде, а в 1900 году — здание «Русской деревни» на Всемирной выставке в Париже, за которую получил две золотые медали и орден кавалера Почетного легиона.

Произведения первого русского импрессиониста хранятся в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее Русского Импрессионизма в Москве, Художественном музее Алтайского края, РОССИИ и многих других отечественных и зарубежных частных и музейных коллекциях.