+7 926 220-16-83
Картина Николая Тархова «Девочка в подсолнухах» — это яркий пример его искусства в парижский период, временя расцвета и творческого подъема на рубеже XIX-XX веков. Париж, бурлящий новыми идеями, стал для художника источником вдохновения и площадкой для экспериментов. Работа на пленэре, непосредственное общение с природой — все это нашло отражение в его живописи, ставшей основным инструментом познания мира. В этой картине, как и во многих других работах того периода, Тархов обращается к излюбленному мотиву — девочке среди подсолнухов. Этот сюжет словно воплощает саму суть его художественного мировоззрения, где чистота и непосредственность детства гармонично сочетаются с пышной красотой природы.
«Девочка в подсолнухах» демонстрирует самобытную художественную манеру Тархова, сложившуюся в результате долгих творческих поисков. В ней переплелись отголоски импрессионизма с его стремлением уловить мимолетное впечатление, постимпрессионизма с его яркой экспрессией цвета и даже фовизма с его смелыми цветовыми сочетаниями. Однако, впитывая опыт разных направлений, Тархов не становился последователем какого-то одного из них. Он преломлял их через призму собственного видения, создавая уникальный и неповторимый стиль.
Особенно ярко индивидуальность Тархова проявляется в его интерпретации импрессионизма. Его «солнечный импрессионизм» — это не просто фиксация игры света и тени, а глубокое переживание красоты мира, наполненное радостью и оптимизмом. Солнечный свет в его картинах не только освещает предметы, он словно пронизывает их насквозь, заставляя вибрировать цветом и жизнью. В «Девочке в подсолнухах» мы видим и золотистые лепестки подсолнухов, и яркие фрукты на столе, и розоватое платье девочки — все сияет под лучами солнца, создавая атмосферу тепла и гармонии.
Сегодня творчество Николая Тархова приобретает особую актуальность. Этот неординарный мастер, чьи работы в 1900-1910-е годы смело соперничали с полотнами ведущих французских художников на престижных выставках, несомненно, заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения.
Николай Александрович Тархов
1871, Москва — 1930, Орсэ, Франция
Русский и французский живописец, один из членов-учредителей второго «Мира искусства».
В 1894 году Тархов неудачно пробует поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем начинает заниматься самостоятельно и в 1897 году посещает мастерскую К. Коровина. Дебютировал на XVII выставке Московского общества любителей художеств.
В 1898 году он едет в Париж. В 1899 году недолго посещает мастерские Ж.-П. Лоранса и Л. О. Меерсона. В 1906 году Дягилев выставляет его работы вместе с работам М. Ларионова. Участвовал в парижских салонах — Независимых, Осенних и других. Присылал свои работы на выставку в Москву — «36-ти художников», Союза русских художников и другие. В 1909 году была проведена его персональная выставка в галерее Дрюэ в Париже. В Петербурге экспонировал работы на «Салоне Маковского». Участвовал в «Салоне В. А. Издебского».
В 1911 году Тархов окончательно переезжает в Орсэ. В 1930 году Осенний салон в рамках ежегодной выставки устроил небольшой ретроспективный показ работ Тархова.
Работы Николая Тархова представлены во многих частных и музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, которая приобретала работы художника ещё с прижизненных экспозиций. Также его произведения находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея искусств «Пти-Пале» (Женева).