+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Горбачева М.А.; 19 февраля 2024)
Картина Георгия Лапшина «Лазурный берег. Бормес-ле-Мимоза» — характерный пример французской живописи художника, запечатлевшей очарование Средиземноморья. Художник мастерски передает атмосферу солнечного дня на цветочном рынке старинного прованского городка.
Композиционно картина построена на контрасте теплой, насыщенной цветом площади рынка и прохладной синевы моря, виднеющегося вдали. Взгляд зрителя направляется вглубь картины через арку, создавая ощущение перспективы и приглашая проникнуть в уютный мир Бормес-ле-Мимоза. Фонтан слева и здание справа обрамляют сцену, фокусируя внимание на фигурах людей. Диагональные линии, образованные расположением цветов и архитектурными элементами, делают композицию более динамичной.
Колорит картины построен на сочетании ярких, насыщенных тонов. Доминируют теплые оттенки охры, желтого, оранжевого, которые характерны для архитектуры юга Франции и гармонично контрастируют с лазурью неба и моря. Разнообразие цветов на рынке, от нежно-розовых до глубоко-фиолетовых, создает ощущение праздничности и изобилия. Художник виртуозно использует игру света и тени, чтобы придать объем изображаемым объектам и передать ослепительное сияние солнечного дня.
Живописная техника Лапшина характеризуется использованием плотных, пастозных мазков, которые создают рельефную поверхность картины и усиливают впечатление живописности. Мазки разнонаправленные, следуя форме изображаемых объектов, что придает картине динамику и экспрессию. Влияние импрессионизма проявляется в стремлении художника передать мгновенное впечатление, уловить изменчивость света и цвета.
Пейзажи Лазурного берега занимают особое место в творчестве мастера. С одной стороны, художник продолжает линию традиционного русского пейзажа конца XIX в., сочетая реалистическую передачу действительности с поэтическим восприятием мира. С другой — чувствуется приобщение к европейскому наследию, в частности влияние барбизонского пейзажа. Соединяя традиции позднего импрессионизма и пленэрной живописи, художник стремится ухватить красочность окружающего мира, уделяя повышенное внимание цвету как важнейшему средству выразительности.
Лапшин добился большого успеха и признания в Европе. Его пригласили стать членом Общества французских художников, и до конца своей жизни он регулярно выставлялся в галереях Парижа, Ниццы, Канн, а также Барселоны, Рима и в других европейских культурных городов.
Лапшин Георгий (Жорж) Александрович
1885, Москва — 1950, Париж
Живописец, график, сценограф и оперный певец. Пейзажист, автор натюрмортов, жанровых композиций.
В начале 1900-х годов учился в Строгановском художественно-промышленном училище. С 1906 по 1914 почти ежегодно ездил во Францию, где занимался в Школе Ф. Кормона и студии Ж. Лермитта в Париже. Стал одним из членов-учредителей объединения «Свободное творчество», до 1918 регулярно участвовал в выставках объединения. В 1913 организовал собственную школу-студию в Москве. После революции вступил в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы. В 1918 экспонировал свои работы на выставке ТИХВ.
В 1922 эмигрировал, поселился в Париже. Оформлял постановки русских опер в Опера Комик в Париже и Барселонской опере, в Национальном театре Литвы, а также представления ночных кабаре Фоли-Бержер в Париже и Сезам в Монте-Карло. С 1925 выставлял свои картины в салоне «Независимых». В 1929 состоял в Обществе независимых художников, в 1931 вступил в Общество французских художников. Получил музыкальное образование по классу вокала, выступал на оперной и концертной сцене Москвы и Парижа. В качестве режиссера в 1926 поставил на сцене Королевской оперы Ковент-Гарден «Сказание о невидимом граде Китеже». Приобрел известность как пейзажист, соединив в своем искусстве опыт импрессионистов и технические приемы старых мастеров.
Произведения художника находятся в ряде музейных собраний, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан в Казани, а также во многих частных коллекциях.