+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Горбачева М.А.; 28 сентября 2023 г.)
Картина Константина Вещилова «Закат над морем» — яркий пример маринистического творчества художника, демонстрирующий характерные для него мотивы и технику. Безбрежный морской простор, доминирующий в композиции, становится сценой для захватывающего природного спектакля — заката солнца.
Колорит картины насыщен и эмоционален. Теплые охристые и коричневые тона закатного неба и отражающего его света на волнах контрастируют с холодными зеленовато-голубыми оттенками морской воды. Эта игра цвета создает динамичное и выразительное изображение.
Вещилов мастерски использует разнообразную технику мазка. Длинные, почти параллельные мазки передают движение волн и глубину морского пространства. На гребнях волн, где вода пенится и бурлит, художник применяет мелкие, пастозные мазки, что придает изображению объем и фактурность. Эта комбинация техник характерна для европейского и американского периодов творчества Вещилова.
Живописный эффект картины подчеркивается четкой композицией и тщательной проработкой деталей. Скалистый берег слева балансирует композицию, а два небольших парусника на горизонте добавляют ей глубины и расширяют пространство. Использование загрунтованного холста, типичное для того времени, служит прочной основой для ярких красок и способствует их долговечности.
Хотя Вещилов, по наставлению Ильи Репина, начинал свой творческий путь как исторический живописец и достиг в этой области значительных успехов, его истинное призвание проявилось в маринистике. Работа в Морском министерстве с 1911 года дала ему возможность совершенствовать свое мастерство в изображении морских пейзажей и сражений. «Закат над морем» — прекрасный пример зрелого творчества художника, демонстрирующий его любовь к морю и виртуозное владение живописной техникой. Картина не только воспроизводит красоту природы, но и передает атмосферу спокойствия и величия морского простора.
Вещилов Константин Александрович
1878, Санкт-Петербург — 1945, Нью-Йорк
Русский живописец, график и сценограф, и один из любимых учеников И.Е. Репина. Представитель русской эмиграции. Академик.
Изучал живопись сначала в Рисовальных школах Общества поощрения художеств и княгини М. Тенишевой в Петербурге, после чего обучался в мастерской И. Репина в Высшем художественном училище при Академии художеств. За картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника, окончив Академию художеств с золотой медалью в 1904 году.
С 1904 года постоянно экспонировался Обществом русских акварелистов, а с 1911 — стал его членом. В 1905 Вещилов получает премию А.И. Куинджи, а в 1908 — премию Общества поощрения художеств. Окончил Археологический институт и отправился в путешествие по Египту и Палестине. После пребывания за границей увлекся батальной живописью и начал работать живописцем в Морском министерстве. С 1910 года занимался сценографией.
Участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в выставках Товарищества художников и Общества Куинджи. Принимал участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде, а в 1920 году создавал зарисовки участников II Конгресса Коминтерна.
В 1922 эмигрировал во Францию, жил в Париже. Был участником многих групповых выставок русского искусства за рубежом, в том числе в крупных. В середине 1930-х переехал в Америку, где организовал персональную выставку в галерее «Метрополитен» в Нью-Йорке. Жертвовал свои картины для благотворительных лотерей в пользу союзов и обществ, созданных русскими эмигрантами. Был почетным членом бывших русских морских офицеров в Америке.
Работы К. А. Вещилова хранятся в Русском музее, в Третьяковской галерее, Одесском художественном музее, Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, Метрополитен музее в Нью-Йорке и многих других собраниях.