+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Глебова О.С.; 11 марта 2020 г.)
Провенанс: B левой нижней части изображения нанесена авторская дарственная надпись: Дорогому другу // Вадиму Рындину // Наталия Гончарова.
Вадим Федорович Рындин (1902-1974) — художник. Будучи главным художником Большого театра, в октябре 1958 года в составе гастрольной группы приехал в Париж и посетил Н.С. Гончарову в ее мастерской.
Рисунок Натальи Гончаровой «Две испанки» 1930-х годов — это взгляд русской художницы на Испанию, страну фламенко, корриды и дикой страсти. Работа демонстрирует не только мастерство Гончаровой, но и ее глубокое понимание испанской культуры, которое она впитывала, словно губка, начиная с первых гастролей «Русских сезонов» Дягилева в 1916 году.
В отличие от ее более известных кубистических и футуристических работ, этот рисунок тяготеет к классической традиции, напоминая о прерафаэлитах своей мягкостью и вниманием к деталям. Две молодые женщины, вероятно, испанки, изображены крупным планом. Их лица, обрамленные кружевной мантильей, выражают спокойную задумчивость. Художница тщательно прорабатывает черты лица, используя тонкую штриховку для создания объема и светотени, сложнейшая игра которых создает мягкие переходы, моделирует овал и подчеркивает выразительность взгляда. Более плотная штриховка используется для изображения волос и складок одежды, создавая ощущение текстуры и глубины.
Гончарова мастерски передает фактуру кружева на мантилье: легкими, почти невесомыми штрихами она создает иллюзию тончайшего плетения. Штрих в рисунке разнообразен: он то мягкий и растушеванный, то четкий и резкий, что позволяет художнице достичь выразительности и передать различные текстуры. Одежда испанок изображена более широкими и энергичными штрихами, подчеркивающими складки ткани и создающими ощущение движения.
Хотя в рисунке преобладают мягкие тона, контраст черного и белого все же присутствует, особенно в изображении волос и глаз испанок. Этот контраст, хоть и не столь резкий, как в некоторых других работах Гончаровой, добавляет рисунку глубины и выразительности. Рисунок демонстрирует ее умение работать в разных стилях, адаптируя свой талант к различным темам и настроениям.
Как художник Гончарова переживала в Испании свое второе рождение. Испанская культура, в которой соединялись строгость и страстность, витальность и сила, были близки художнице. Эта работа, подаренная Гончаровой в 1958 году художнику Вадиму Рындину, свидетельствует о том, как долго Испания жила в сердце художницы, вдохновляя ее на создание произведений, полных грации и глубины. Рисунок испанки, выполненной в точно такой же стилистике, хранится в Центре Помпиду, что подтверждает значимость испанской темы в творчестве Гончаровой и ее вклад в мировое искусство. Рисунок «Две испанки» имеет несомненное музейное и коллекционное значение как характерный образец станковой графики художницы.
Наталья Сергеевна Гончарова
1881, Тульская губерния — 1962, Париж
Русский живописец и график, деятельница русского авангарда, многолетняя подруга Михаила Ларионова, в паре с ним — одна из основных представителей абстракционистского лучизма.
В 1901 поступила в МУЖВи3, где училась на скульптурном отделении у С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого. В 1904 за свои скульптурные работы она получила малую серебряную медаль и вскоре оставила училище. В 1900-х Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. Ее ранние импрессионистские работы с успехом демонстрировались на выставках МТХ, «Мира искусства» и др. В 1906 ее пригласил С.П. Дягилев для участия в русском отделе Осеннего Салона в Париже.
Еще в училище Гончарова познакомилась с М.Ф. Ларионовым. Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. В 1912 появились изданные по инициативе поэта А.Е. Крученых литографированные открытки с рисунками Гончаровой. В 1913 она иллюстрировала издания поэтов В.В. Хлебникова, А.Е. Крученых, К.А. Большакова, С.П. Боброва. В 1914 отдельной серией вышли литографии «Мистические образы войны». В 1913 в Москве состоялась персональная выставка Гончаровой, на которой экспонировались и ее прикладные работы.
В 1915 Гончарова и Ларионов уехали из России, приняв предложение Дягилева о совместной работе для «Русских Сезонов». После смерти Дягилева в 1929 эта работа прервалась, однако в дальнейшем Гончарова часто сотрудничала с театрами Европы и Америки; не оставляла она и занятий живописью и графикой, участвовала в выставках. С 1919 Гончарова и Ларионов поселились в Париже, где жили и работали вплоть до самой смерти.
Произведения Н. Гончаровой хранятся в ГТГ, ГРМ, музеях Парижа, Лондона, Эдинбурга, Нью-Йорка, других музейных и частных коллекциях.