+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Глебова О.С. (27.11.2019 г.)
На монтировке рисунка этикетка с рукописной надписью: «Рисунок М.Ларионова // (1908- 1909 гг?) // Н.Харджиев».
Двусторонний рисунок Михаила Ларионова «Мужчина, читающий газету. Сидящая дама» относится к периоду 1908-1910 годов, времени становления художника как одного из лидеров русского авангарда. Это время активного поиска новых форм и выразительных средств, отказа от традиций академической живописи и обращения к примитивизму. В России этот стиль опирался на народное искусство — лубок, вывеску, детские рисунки, — черпая в них непосредственность, яркость и лаконичность.
В данном рисунке проявляется характерный для раннего Ларионова интерес к повседневным сценам и типажам. Творческая манера Ларионова в этот период характеризуется сознательным упрощением форм, близким к детскому рисунку или лубку. Фигуры набросаны быстрыми, энергичными линиями, детали опущены, акцент сделан на динамике и экспрессии. Композиция асимметрична, фигуры расположены свободно, что создаёт ощущение живости и непосредственности. Использование оборота листа для второго рисунка подчёркивает экспериментальный характер творчества Ларионова, его стремление к максимальной свободе выражения.
Двусторонний рисунок представляет собой ценный образец ранней графики Ларионова, демонстрирующий его эволюцию от импрессионизма к примитивизму и дальнейшие поиски собственного стиля. Он позволяет проследить формирование индивидуальной творческой манеры художника, его интерес к простым сюжетам и экспериментам с формой. Работа имеет несомненное музейное значение как свидетельство важного этапа в развитии русского авангарда. Близкая аналогия с работой «Двусторонний набросок сидящего мужчины в шляпе. Набросок стоящего мужчины со сложенными руками» из собрания Музея Стаделийк (Stadelijk Museum) подтверждает типичность данной манеры для Ларионова этого периода.
Надпись на монтировке рисунка принадлежит одному из первых крупных коллекционеров русского авангарда, историку новейшей литературы и искусства Николаю Ивановичу Харджиеву (1903-1996), который всю свою жизнь был близок с крупнейшими деятелями русского литературного, художественного и музыкального авангарда и посвятил себя изучению и коллекционированию русского футуризма.
Его отец был управляющим в поместье Аскания-Нова в Крыму, которое соседствовало с поместьем Чернянка Давида Федоровича Бурлюка. Это имени посещал и Михаил Ларионов.
Харджиев получил значительное количество ранних работ Михаила Федоровича Ларионова из собрания его ученика Льва Жегина. После смерти Харджиева в Амстердаме значительная его часть художественного собрания поступила в музей Стаделийк (Stadelijk Museum). Среди работ М.Ф. Ларионова, попавших в музей из фонда Харджиева, имеется не менее двух двусторонних рисунков, выполненных на бумаге близкого качества, сходных по размеру, изобразительному мотиву и технике исполнения.
Михаил Фёдорович Ларионов
1881, Тирасполь, Херсонская губерния — 1964, Фонтене-о-Роз
Русский живописец и график, сценограф, теоретик искусства, деятель русского авангарда. Муж Натальи Гончаровой.
В 1898-1910 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова, Исаака Левитана и Коровина Константина. Там же познакомился с Натальей Гончаровой, ставшей не только его спутницей жизни, но и единомышленницей в творчестве. С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина. В 1902-1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма. В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.
В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами. Один из основателей художественной группы «Венок—Стефанос» (1907), на выставках которой периодически участвовал до осени 1910 года, и активный участник группы «Золотое руно» (1908-1910). В 1909-1911 годах принимал участие в интернациональных «Салонах» Издебского.
К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915-1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.
Работы Михаила Ларионова хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и других ведущих музеях России.