+7 926 220-16-83
Портрет Варвары Григорьевны Стахеевой, написанный Шухаевым на рубеже 1920-1930-х годов, — яркое отражение художественного стиля и модных тенденций, царивших в парижской среде, где художник жил и творил в тот период. Работа, выполненная сангиной, излюбленным материалом Шухаева, демонстрирует его мастерское владение этой техникой, возводя портрет в ранг лучших образцов жанра.
Варвара Стахеева предстает перед нами в образе современной, элегантной женщины. Ее платье с геометрическим принтом — пример моды 20-х-начала 30-х годов. Геометрические узоры, столь популярные в декоративном искусстве ар-деко, нашли свое отражение и в одежде. Платье с приспущенным плечом — еще один характерный элемент стиля того времени, подчеркивающий женственность и одновременно некую дерзость, свойственную образу «новой женщины». Блеск ткани добавляет образу нотку роскоши и гламура, характерных для «ревущих двадцатых».
Композиция портрета продумана и лаконична. Поза Варвары Стахеевой — рука, прижатая к груди, — создает ощущение легкой игры, артистичности натуры. Полуулыбка Моны Лизы придает образу загадочность и некую отстраненность. Взгляд направлен прямо на зрителя, устанавливая невидимую связь между моделью и наблюдателем.
Фон портрета, выполненный в мягких, размытых тонах, не отвлекает внимания от главного — лица и фигуры Варвары Григорьевны. Наброски деревьев на заднем плане лишь слегка намечают пространство, создавая атмосферу легкости и воздушности.
Сангина идеально подходит для передачи тончайших нюансов светотени и текстуры ткани. Шухаев виртуозно использует возможности этой техники, создавая объем и глубину изображения. Мягкие, бархатистые штрихи придают портрету особую теплоту и живость.
Стахеевы — знаменитая русская купеческая династия. Отец Варвары Григорий Васильевич Стахеев (1872-1924) был одним из богатейших людей в России, меценатом, который очень много сделал для благоустройства своего родного города, Елабуги. В.С. Стахеева до конца жизни жила в Новосибирске. Супруг Варвары Дмитрий Куликов работал с 1924 года во Франции, занимался закупками товаров для СССР и был репрессирован по возвращению на родину в 1937 году. Та же участь постигла и самого Василия Шухаева после его возвращения на Родину.
В 1920-е годы Шухаев был одним из самых модных портретистов в Париже, поэтому большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях.
Василий Иванович Шухаев
1887, Москва — 1973, Тбилиси
Живописец, график, сценограф, монументалист и педагог. Вместе со своим ближайшим другом, замечательным художником Александром Яковлевым, развивал принципы неоклассицизма, т.е. продолжение традиций классического искусства на новом этапе.
В десятилетнем возрасте поступил в Московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. С 1906 по 1912 учился в Академии Художеств в Петербурге, мастерская профессора Д.Н. Кардовского. За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила Шухаеву звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии.
В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. После революции он продолжил обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. Далее Шухаева избрали руководителем мастерской в Академии Художеств. Вместе с Кардовским и Яковлевым Шухаев создал «Цех святого Луки». Целью этого объединения было возрождение традиций старых мастеров и защита интересов художников.
В 1920 году художник с женой уезжают в Финляндию, а в 1921 при содействии Александра Яковлева – в Париж. В Париже он впервые попробовал свои силы в книжной графике. В 1920-30-е годы картины Шухаева экспонировались на многих международных выставках. Сам художник путешествовал в основном по Франции, только в 1930 году совершает поездку в Марокко. Над серией «Марокко» мастер будет работать вплоть до 1961 года. В начале 1930-х годов Шухаев написал выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Федора Шаляпина.
В феврале 1935 Шухаев вернулся в Ленинград, где получил персональную мастерскую в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии Художеств. Но возвращение не далось художнику гладко: 1937 году его арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Десять лет с 1937 по 1947 годы Василий Шухаев и его жена отбывали заключение в Магадане. Там он работал над эскизами декораций и костюмов для спектаклей Музыкально-драматического театра им. Максима Горького.
После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси, где художник жил и работал вплоть до смерти. В Грузии Шухаев преподавал на кафедре рисунка в Академии художеств Грузинской ССР. В Тбилиси параллельно с работой в театре, он вновь начал заниматься станковой живописью и графикой. В 1962 ему присвоили звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. С 1958-1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера, а в 1968 году в Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника.
Произведения Василия Шухаева хранятся в ГТГ, ГРМ, Государственном музее искусств Грузии, других музейных и частных собраниях.