+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Глебова О.С.; 04 августа 2011 г.)
Париж, двадцатые. Воздух гудит отголосками революций и джаза. Кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева — приют для русской души, расправляет крылья на Монмартре. А на сцене — вихрь красок и страстей, восторг «Загородного пикника» и мистическая таинственность «Прибытия в Вифлеем». И вот он — «Степан Разин», воплощенный в танце, в музыке, в костюмах от Василия Шухаева, художника, чей Пьеро когда-то печалился в «Балаганчике» Блока.
Казачьи мотивы, которые прослеживаются в изображённых костюмах, позволяют соотнести эскиз с хореографической миниатюрой «Степан Разин», которая в 1924 году была поставлена в театре Н. Балиева «Летучая мышь». Представленный эскиз Василия Шухаева пропитан духом бунтарства и вольницы. Слева — атаман, словно сошедший с полотен Сурикова. Объёмный, почти летящий васильковый кафтан, контрастирует с кроваво-рыжими чулками и черной папахой с алой вспышкой. Лицо сурово, взгляд из-под густых бровей пронзительный, словно клинок кинжала, притороченного к поясу. Он — воплощение силы, воли, непокорности.
Рядом — фигура более извилистая, утонченная. Фиолетовый кафтан с отблесками восточной роскоши, мягкие очертания меховой шапки, зелёные сапожки — в этом образе угадывается и казачья удаль, и восточная загадочность. Круглое, почти кукольное лицо с яркими румянами и большими глазами кажется трогательно-наивным на контрасте с кинжалом у пояса. Кто он? Верный сподвижник Разина? Или пленница, очарованная его дикой харизмой?
Шухаев не просто рисует костюмы — он создает характеры. В каждой линии, в каждом цветовом пятне чувствуется драматизм, экспрессия, та самая «русская душа», которую так жаждала видеть парижская публика. И «Степан Разин» в «Летучей мыши» становится не спектаклем, а взрывом цвета, музыки и эмоций, праздником театральной магии.
Оказавшись в эмиграции, Шухаев стал одним из самых успешных декораторов в парижском театре-кабаре Никиты Балиева «Летучая мышь», где с успехом шли спектакли в его оформлении (1921-1926). Во многом именно благодаря костюмам и декорациям, выполненным по эскизам Шухаева, «Летучая мышь» имела громкий успех в Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
Василий Иванович Шухаев
1887, Москва — 1973, Тбилиси
Живописец, график, сценограф, монументалист и педагог. Вместе со своим ближайшим другом, замечательным художником Александром Яковлевым, развивал принципы неоклассицизма, т.е. продолжение традиций классического искусства на новом этапе.
В десятилетнем возрасте поступил в Московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. С 1906 по 1912 учился в Академии Художеств в Петербурге, мастерская профессора Д.Н. Кардовского. За выпускную картину «Вакханалия» в 1912 году Академия присвоила Шухаеву звание художника, а Общество поощрения молодых художников в Риме присудила премию: двухлетнее пенсионерство в Италии.
В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. После революции он продолжил обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. Далее Шухаева избрали руководителем мастерской в Академии Художеств. Вместе с Кардовским и Яковлевым Шухаев создал «Цех святого Луки». Целью этого объединения было возрождение традиций старых мастеров и защита интересов художников.
В 1920 году художник с женой уезжают в Финляндию, а в 1921 при содействии Александра Яковлева – в Париж. В Париже он впервые попробовал свои силы в книжной графике. В 1920-30-е годы картины Шухаева экспонировались на многих международных выставках. Сам художник путешествовал в основном по Франции, только в 1930 году совершает поездку в Марокко. Над серией «Марокко» мастер будет работать вплоть до 1961 года. В начале 1930-х годов Шухаев написал выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Федора Шаляпина.
В феврале 1935 Шухаев вернулся в Ленинград, где получил персональную мастерскую в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии Художеств. Но возвращение не далось художнику гладко: 1937 году его арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Десять лет с 1937 по 1947 годы Василий Шухаев и его жена отбывали заключение в Магадане. Там он работал над эскизами декораций и костюмов для спектаклей Музыкально-драматического театра им. Максима Горького.
После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси, где художник жил и работал вплоть до смерти. В Грузии Шухаев преподавал на кафедре рисунка в Академии художеств Грузинской ССР. В Тбилиси параллельно с работой в театре, он вновь начал заниматься станковой живописью и графикой. В 1962 ему присвоили звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. С 1958-1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера, а в 1968 году в Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника.
Произведения Василия Шухаева хранятся в ГТГ, ГРМ, Государственном музее искусств Грузии, других музейных и частных собраниях.