Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 67
ТАТЛИН Владимир Евграфович
1930-е гг.
«Букет цветов в стеклянной вазе»
Холст, масло
53,5 х 62 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина (Кравцова М.А.; 12 июля 2021 г.)

Провенанс:
собрание С.Д. Лебедевой (1892-1967) — русской и советской художницы, известной, прежде всего, как мастер скульптурного портрета. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В течение длительного времени С. Лебедеву и В. Татлина связывала близкая дружба.

Натюрморт Владимира Татлина «Букет цветов в стеклянной вазе» 1930-х годов — отражение сложной судьбы художника, вынужденного существовать в условиях идеологического давления и творческих ограничений. Работа, выполненная в период его возвращения к живописи после длительного увлечения конструктивизмом, демонстрирует характерный для позднего Татлина синтез импрессионистических техник и декоративности, присущей его ранним произведениям.
В отличие от пленэрных работ молодого Татлина, этот букет написан в мастерской, став символом вынужденного затворничества художника. Полуувядшие цветы, возможно пионы, — не просто натурный объект, а метафора угасающей творческой свободы, разочарования и невозможности полной реализации своего потенциала. Темный, почти мрачный колорит, преобладание коричневых, синих и приглушенных красных оттенков создают атмосферу осенней меланхолии, усиливая ощущение увядания и приближающихся сумерек. Динамичные, пастозные мазки, характерные для живописи Татлина этого периода, не передают легкости и воздушности импрессионистов, а скорее напоминают о борьбе, внутреннем напряжении и драматизме. Фактурная рельефность мазков словно материализует эмоциональное состояние художника, выплескивающееся на холст.
Композиция натюрморта проста и лаконична: букет в стеклянной вазе на столе. Ваза, написанная полупрозрачными мазками, словно растворяется в темном фоне, уступая главную роль цветам. Отсутствие ярких деталей и концентрация на эмоциональном воздействии цвета и фактуры подчеркивают камерность и интимность произведения. Это не парадный натюрморт, а скорее личный дневник, зашифрованный в языке живописи.
Судьба Татлина в 1930-е годы была типична для многих художников, не вписывавшихся в рамки соцреализма. Отвергнутый официальным искусством, он был вынужден уйти во внутреннюю эмиграцию, где его творчество становилось формой сопротивления и самовыражения. «Букет цветов в стеклянной вазе» — это не только натюрморт, но и символ несломленной творческой воли, верности своим художественным принципам и протеста против ограничений. В этом полотне, как и в других работах позднего периода, нет ни тени компромисса с властью, что и определило его трагическую судьбу в советском художественном пространстве.

биография

Татлин Владимир Евграфович
1885, Харьков — 1953, Москва
Русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра, педагог. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Автор проекта Памятника III Интернационала, который стал важнейшим символом мирового авангарда. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 году поступил в Одесское училище торгового мореплавания. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. Татлин так и не получил полноценного художественного образования.
В 1910-х годах участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи». В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10». В 1923 году поставил спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези». В том же году начинает работать над проектом аппарата «Летатлин».
Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.
Преподавал в Киевском художественном институте, ВХУТЕМАСе.

Работы Татлина находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Государственном Русском музее и других ведущих музейных собраниях России и мира.