Аукционный дом

+7 926 220-16-83

ЛОТ 68
ЮОН Константин Федорович
1947 г.
«Купола Успенского собора»
Бумага, графитный карандаш, акварель
30,5 х 22,5 см
онлайн-торги
Описание

Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М. Третьякова (Силаев В.С.; 26 июня 2023)

«Созерцание неба и природы всегда было возвышенным благословением и славословием» — эти слова К. Юона лучше всего характеризуют его работы сергиевопосадского цикла.
В 1903 году Константин Юон открыл для себя Троице-Сергиеву лавру, и с этого момента выполненные там работы стоят особняком в его творчестве. Как художник Юон был очарован и заворожен красотой и духовной мощью Троице-Сергиевой Лавры. В отличие от Михаила Нестерова, которого привлекала прежде всего фигура Преподобного Сергия и аскетизм монашеской жизни, Юон видел Лавру в ее праздничном, торжественном облике. Он изображал не только сам монастырь, но и окружающий его город, жизнь простых людей, на которых несомненно отражалась близость святого места. В его работах Лавра предстает как единый целостный организм, гармонично вписанный в окружающий пейзаж.
Небольшая акварель «Купола Успенского собора», как следует из дарственной надписи, исполнена в 1947 году для подарка некоему А.В. Иванову. Композиция этой акварели частично повторяет композицию знаменитой картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки», написанной в Троице-Сергиевой лавре в 1922 году, а также литографии 1923 года из альбома «Сергиев Посад».
Эта акварель — прекрасный пример мастерского владения техникой и умения передать атмосферу и настроение места. В ней особое, юоновское, бескрайнее небо, от созерцания которого так радостно и светло на душе. Именно небо в работах Юона создает ощущение безвременья и вечности. Написанное нежными, размытыми оттенками голубого и розового, оно создает ощущение простора и воздушности. Окрестности Лавры, выполненные лёгкими, прозрачными мазками, уводят взгляд зрителя вдаль, расширяя пространство картины. В этих далях угадываются поля, леса, здания, сливающиеся с горизонтом. Работа, несмотря на небольшой размер, поражает лёгкостью и непосредственностью исполнения, характерными для творчества Юона.

биография

Константин Фёдорович Юон
1875, Москва — 1958, Москва
Русский и советский живописец, последователь импрессионистов, один из основных представителей московского академизма последних дореволюционных и первых советских десятилетий, художественный теоретик и педагог; мастер городского пейзажа, также работал как сценограф, писал исторические картины, портреты и натюрморты. Один из членов-учредителей Союза русских художников, экспонент общества «Мир искусства». Доктор искусствоведения, один из первых действительных членов Академии художеств СССР, директор Института теории и истории изобразительного искусства. Народный художник СССР, лауреат Сталинской премии первой степени.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин. По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И. О. Дудиным. Стал одним из организаторов Союза русских художников, входил в число участников объединения «Мир искусства». Работал в области театральной декорации. До революции основной темой творчества были пронизанные светом пейзажи русских городов.
После революции остался в России. В 1925 году стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Был директором Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР. Продолжал заниматься оформлением театральных постановок, а также графикой. Преподавал в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений.

Работы К.Ф. Юона хранят Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и другие государственные и частные коллекции.