Аукционный дом

+7 926 220-16-83

Лот 7
СЕМИРАДСКИЙ Генрих Ипполитович (1843–1902)
Конец 1880 – начало 1890-х
Аллегорическая сцена. Эскиз плафона
Холст на картоне, масло
Размер холста 33,9 × 47, 5 см
Размер изображения: 28,4×40,9

Экспертное заключение: Научно-исследовательская независимая экспертиза им. Павла Третьякова от 17 октября 2012
онлайн-торги
Описание

Генрих Семирадский был истинной звездой русской художественной сцены последней трети XIX века.
Уже к 1880-м годам творческая манера Семирадского сложилась окончательно, приобретя присущую ей виртуозность и выразительность. Лучшие из созданных в указанный период произведений мастера характеризуются эффектным колоритом и богатой палитрой живописно — пластических приёмов. Большая часть перечисленных достоинств авторской манеры в полной мере относится и к нашему эскизу.

Заказ на эту работу художник получил во второй половине 1880-х годов. Его задачей было разработать украшение живописных потолочных плафонов для дома мецената Юрия Нечаева — Мальцева в Санкт-Петербурге. К сожалению, сами плафоны не сохранились. Но другие эскизы плафонов из этого заказа, названные «Аврора» и «Андромеда», находятся ныне в собраниях Национальных музеев Варшавы и Щецина.

биография

Генрих Ипполитович Семирадский

1843, село Печенеги Харьковской губернии – 1902, Стшалково, Польша

Живописец, один из крупнейших представителей позднего академизма.

Родился в семье военного. Первые уроки рисования Семирадский получил во время обучения во Второй Харьковской гимназии у Дмитрия Безперчего (1825—1913) — ученика Карла Брюллова. Под влиянием Безперчего сформировались вкусы и определились пристрастия Семирадского в искусстве — академический классицизм. Однако в 1860 году, уступив воле отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета и в 1864 году окончил его со степенью кандидата. Успешно занимаясь в университете, Семирадский продолжал общаться с Безперчим и брать у него уроки и после окончания университета, против воли отца уехал посупать в Академию. 

Учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ) в 1864–1870. С 1866-го был зачислен в натурный класс, где его преподавателями стали Богдан Виллевальде и Карл Вениг. 

В 1870 году в Петербурге возник кружок литераторов, художников и актёров, основателем которого был Михаил Петрович Клодт. Там же состояли Николай Ге, Михаил Клодт. Благодаря кружку Семирадский завёл знакомства в среде петербургской интеллигенции, познакомился с Василием Верещагиным. В гостях у Марка Антокольского он узнал и Илью Репина, который после вспоминал, как лихо подкованный образованный Семирадский полемизировал со Стасовым. 

С 1873 года художник был избран действительным членом ИАХ. С 1871 по 1877 год он путешествовал пенсионером в Мюнхен и Рим. Жил в основном в Риме. Борьба мнений вокруг «Светочей христианства», резкая критика со стороны демократической интеллигенции и коллег-художников привели к тому, что Семирадский в начале 1880-х годов принял решение поселиться в Риме. Тем не менее он не отказался от подданства Российской империи, регулярно посылал свои работы на академические выставки в Петербург, постоянно приезжал на родину в Польшу. 

Принимал участие в работах по росписи храма Христа Спасителя в Москве (1876–1879). Создал монументальные полотна для Российского исторического музея в Москве (ныне – Государственный Исторический музей). 

Член Академий художеств в Риме, Стокгольме и ряда других. В 1877 получил звание профессора ИАХ. Первая золотая медаль Всемирной выставки в Париже в 1878 году за полотно “Факелы Нерона”.

Произведения мастера входят в главные публичные собрания России: Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, музей Российской Академии художеств и другие музейные и частные коллекции России и зарубежья.