+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Силаев В. С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, член экспертных советов Антикварных салонов (04.03.2024 г.)
«Композиция со скобой» 1969 года — знаковое произведение Евгения Рухина, созданное в период его глубокого погружения в абстракцию. 1969-й — год расцвета творчества художника, время экспериментов и поиска новых форм выразительности. Влияние Лианозовской группы, в частности, дружба с Владимиром Немухиным, сыграло ключевую роль в этом переходе от фигуративной живописи к абстрактному искусству. Немухин поделился с Рухиным техниками работы с фоном и методами закрепления ассамбляжей, которые стали отличительной чертой его стиля. В этот период Рухин уже был заметной фигурой ленинградского андеграунда, вызывая постоянное недовольство властей.
На холсте «Композиции со скобой» мы видим абстрактный фон, динамично прорезанный широкими мазками, и контрастирующий с ним реальный предмет — дверную скобу. Этот прием, известный как «реди-мейд», Рухин начал использовать с 1968 года, внедряя в свои работы найденные предметы. Как вспоминал художник Анатолий Белкин, «Рухин, не будучи обремененным классическим образованием, смело включал в свои холсты самые разные предметы, которые словно сами собой находили свое место в композиции, обрастая краской, клеем и другими материалами».
В «Композиции со скобой» Рухин также использует эффект растрескивания, заимствованный у Дмитрия Плавинского. Эта техника придает поверхности картины особую фактуру и глубину. Холст напоминает фрагмент старой стены с облупившейся краской, сквозь которую словно проступают очертания двери с замочной скважиной. Этот «эффект старения» — не случайность, а результат тщательных технологических экспериментов художника с синтетической темперой и отечественным пластиком «ликвитекс». Сам Рухин подчеркивал важность постоянного поиска новых материалов и техник, говоря о том, что художник должен пробовать что-то новое каждый день.
«Композиция со скобой» 1969 года —яркий пример неофициального искусства, произведение, обладающее несомненной художественной и коллекционной ценностью, занимающее достойное место в истории советского андеграунда. Эта работа — свидетельство творческого поиска и новаторства Евгения Рухина, художника, который сумел превратить обыденные предметы в символы времени и пространства.
Евгений Львович Рухин
1943, Саратов — 1976, Ленинград
Выдающийся представитель советского неофициального искусства.
Обучаясь на геологоразведочном факультете Ленинградского университета (1961-1966) и посещая вольнослушателем училище им. Веры Мухиной (1964-1965), Рухин формировался как художник преимущественно самостоятельно, изучая западный модернизм по репродукциям и общаясь с художниками андеграунда. Знакомство с Оскаром Рабиным, Дмитрием Плавинским, Лидией Мастерковой и Владимиром Немухиным около 1967 года оказало решающее влияние на его творчество.
С 1966 года Рухин активно выставлялся, начав с персональной выставки в ленинградском кинотеатре. Его работы были представлены на выставках «10 ленинградских художников» (1969), «50 ленинградских художников» (1974), во дворе особняка журналиста Эдмунда Стивенса в Москве (1970), а также на скандально известной «Бульдозерной выставке» и втором осеннем смотре в Измайлово (1974). В 1975 году его работы экспонировались на многочисленных квартирных выставках. За рубежом Рухин выставлялся в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке (1967), Музее изящных искусств в Лугано (1970), а также в Каракасе, Орхусе, Вене и Штутгарте.
Ранние работы Рухина — сдержанные, порой почти монохромные пейзажи и городские мотивы, перекликающиеся с творчеством Оскара Рабина. С 1968 года в его работах появляется характерная работа с фактурой: обломки мебели, осколки предметов, старинные рамы и отпечатки икон. С 1969 года он обращается к беспредметной абстракции, экспериментируя с различными материалами на белом фоне. Важную роль в его творческой судьбе сыграло знакомство с американским коллекционером Нортоном Доджем, создателем крупнейшего зарубежного собрания неофициального искусства советских республик. Переписка и знакомство с Джеймсом Розенквистом, посвятившим Рухину картину «Взбитое масло для Евгения Рухина» (1965), способствовали проведению четырех персональных выставок Рухина в США еще при жизни художника.
Смелый и бескомпромиссный, Рухин открыто продавал картины иностранцам, боролся за права неофициальных художников и планировал организовать аналог «Бульдозерной выставки» в Ленинграде. В 1976 году художник трагически погиб во время пожара в своей мастерской, спасая гостей. Часть его работ была вывезена семьей в США, и некоторые из них сегодня возвращаются в Россию.
Произведения Рухина хранятся в Музее Циммерли университета Рутгерса (коллекция Нортона Доджа), московских музеях «Другое искусство» и ART4, а также в частных собраниях в России и за рубежом.