+7 926 220-16-83
Сертификат подлинности от вдовы художника.
Работа Олега Целкова «Стена» создана художником в период эмиграции в Париже. За границей он продолжает развивать те же темы, что были разработаны им в России, однако краски становятся намного ярче. К 1980 годам формируется «личная» изобразительная манера художника. Он начинает работать в технике живописи Рембрандта: нанося множество слоёв краски, создавая тончайшие лессировки, достигает новой глубины цвета в своих работах. В 1980-х в целом ряде работ используется черный фон и из него как бы выплывающий темно-фиолетовый цвет. В конце 1990-х часто основным выступает ярко-розовый, красный, к которому добавляется зеленый, фиолетовый, синий, оранжевый, создавая почти психоделические сочетания.
В 2002 году его коллега, художник Эрик Булатов описал работы Целкова как исходящие «из темных и зловещих вещей, таящихся на дне души любого человека». Художник всю жизнь работал именно с одним образом – с лицом, головой, маской человека, ни на что не отвлекаясь и дистанцируясь в равной мере от успеха и от критики. И того, и другого в его жизни хватало.
Создаваемые художником образы, созвучны по пластике персонажам-обрубкам раннего Малевича, а по мистическому накалу перекликаются с героями Юрия Мамлеева. Однако Целков занимал уникальную для нашего искусства позицию в отношении интерпретаций собственных образов, не соглашаясь ни с одной и не отрицая ни одну.
Решающей точкой отсчета в творчестве Целкова стал 1960 год, когда, работая над картиной «Портрет», он «впервые, — и первый, — случайно „стянул“ с лица лицо „по образу и подобию“ и увидел — ЛИЦО». «Потрясению моему не было предела, — рассказывал Целков. — Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… Я сразу же — сразу! — понял, что мне указана моя дорога». Так родилось «невиданное доселе племя» — «целковиты» или «целковики» — гомункулообразные персонажи-маски, в равной степени отсылающие к архаическому искусству, традициям буффонады, экспрессионистским и сюрреалистическим мотивам.