+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Силаев В. С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, член экспертных советов Антикварных салонов
Картина «Скрипка и скорая помощь» была написана Рабиным в период жизни на окраине Москвы в районе Лианозово. Работа относится к циклу, посвященному жизни в бараках. Данная тема занимает особое место в творчестве художника, представляя попытки задокументировать, отобразить неприглядную сторону жизни человека в советскую эпоху. Рабин выработал собственную живописную систему, берущую начало в творчестве мастеров «Бубнового валета», однако использовал реалистичные образы повседневной и мрачной жизни, совмещая их с объектами, которые являлись неотъемлемой частью быта. Газета, мелкие монеты, сушеная рыба и бутылки становятся символами живописной системы художника и появляются в различных комбинациях на его полотнах.
Образ скрипки — брошенного, поломанного инструмента будет не раз выступать главным героем картин Оскара Яковлевича, однако здесь он появляется, возможно, впервые. Художник изображает красивый и изящный инструмент, валяющийся в грязи посреди улицы тех самых бараков. Он неспособен больше издавать красивые и приятные звуки. Где-то на фоне проезжает скорая помощь, и это лишь усиливает впечатление пронзительности и щемящего чувства тоски и одиночества, напоминая о жестоких реалиях жизни в бедности и неблагополучии. Сочетание высокой живописной культуры и драматизм мотива делают эту работу Оскара Рабина уникальной.
Оскар Яковлевич Рабин
1928, Москва — 2018, Флоренция
Живописец, автор коллажей, художник-нонконформист. Один из лидеров неофициальной художественной жизни Москвы. Один из организаторов «Бульдозерной выставки«.
Учился в Рижской Академии Художеств, (1946-1948), в МГХИ, был исключен «за формализм« и вернулся к Евгению Кропивницкому, который был его первым учителем. Художник с собственной творческой и гражданской позицией. В его работах острая социальная критика реальности, пропущена через метафизику «вечности«.
В 1974 году стал одним из организаторов 1-го осеннего просмотра картин «на открытом воздухе«, вошедшего в историю под названием «Бульдозерная выставка«. В просмотре приняли участие около 70 художников, за 4 часа работы выставку посетило около 30 тысяч человек. Большая часть произведений погибла под ножами бульдозеров, которые власти использовали для подавления инакомыслия. «Бульдозерная выставка« была первым открытым противостоянием художников режиму и началом борьбы за свои права, в том числе права на свободу творчества и демонстрации своих произведений публике.
Эмигрировал во Францию в 1978 году. Жил и работал в Париже. Умер в Италии.
Произведения автора хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее Арт4, областных и зарубежных музеях, а также частных коллекциях.