+7 926 220-16-83
Владимир Овчинников представляет одну из значимых фигур в отечественной живописи эпохи нонконформизма. В своих работах он обращается к бытовым сюжетам, внедряя в них элементы магического реализма и библейских отсылок.
Художник создает сюрреалистичные пространства, в которых происходит действо. В представленной картине в монументальной манере он представляет сцену посещения бани группой девушек. Бытовой мотив художник разворачивает перед зрителем, подобно эпической композиции. Одновременно представляя ее и как некоторый сюжет с античных фресок, и как сцену с картин испанских сюрреалистов, совмещая несколько плоскостей и пространств в одно, наполняя помещение мозаичными фактурами плитки и кирпича, художник создает особый мир, в котором располагает крепкие фигуры женщин, каждая из которых по-своему интересна.
Используя известный сюжет с изображением девушек-купальщиц, художник иронизирует и помещает его в пространство общественной бани, так хорошо знакомой русскому человеку. Все девушки занимаются своими делами, однако одновременно они объединены совместным пребыванием в парной, которая становится практически сакральным пространством ритуального очищения. Из советских гражданок девушки превращаются в античных водных нимф, которые вечно существуют в мире тотальной женственности, в то время как суровая действительность остается за забитым досками окном.
Масштабная картина «Баня» — отличный пример того, что вне зависимости от времени и исторических обстоятельств, картины Овчинникова полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора.
Владимир Афанасьевич Овчинников
1941, Молотовская область — 2015, Санкт-Петербург
Российский художник, скульптор, сценограф, один из ведущих мастеров «неофициального искусства» Ленинграда, Заслуженный художник Российской Федерации (2005). Действительный член Академии современного искусства Санкт-Петербурга.
Работал такелажником в Эрмитаже, в Мариинском театре, автор росписей в храмах. В 1964 году организовал в Растреллиевской галерее Эрмитажа получившую скандальную известность выставку пятерых художников-рабочих музея: Шемякина, Кравченко, Лягачева, Уфлянда, Овчинникова. Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок, после которой Овчинникова лишили мастерской «за использование её не по назначению». Был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 1975 годах — это были первые разрешенные властями выставки неофициальных художников.
Специального художественного образования не имел. Участвовал в более 300 выставках в России и за рубежом. Жил и работал в Санкт-Петербурге.
Работы находятся в собраниях музеев России и мира, среди них: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства Эрарта, Музей Метрополитен (Нью-Йорк), Художественный музей Пекина.