+7 926 220-16-83
Экспертное заключение: Силаев В. С., эксперт Министерства культуры по музейным ценностям, эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, член экспертных советов Антикварных салонов (23.10.2024 г.)
Публикация: «Житие Василь Яклича Ситникова написанное и нарисованное им самим. Собрано сохранено и дополнено КККузьминским и ЭКП, 1985-2009», Lordville – Божедомка, «последний подвалъ наверху», 2009, страница 369
Картина Василия Яковлевича Ситникова «Ночная купальщица» (1985) — яркое и совершенное произведение позднего периода творчества художника, созданное в годы его эмиграции в США и отражающее характерные черты его индивидуального стиля.
Произведение принадлежит к циклу работ, посвящённых изображению обнажённой женской фигуры. По рисунку, светотеневой моделировке, композиции и позе модели «Ночная купальщица» перекликается с рисунком «Коса и серп» и ранним наброском 1962 года, демонстрируя преемственность творческих поисков художника.
Ситников, будучи представителем московского андеграунда, выработал уникальный стиль, в котором причудливо переплетаются элементы наивного искусства, символизма и романтического реализма. Несмотря на экспериментальный характер его работ, в их основе лежит прочная академическая база, проявляющаяся в мастерском владении рисунком и техникой работы с нагой натурой.
Тщательная проработка объёмов модели, виртуозное использование светотени, подчёркивающей формы женского тела, свидетельствуют о блестящем знании анатомии и высочайшем уровне исполнения. Свет, падающий под углом 45 градусов, акцентирует внимание на пластике фигуры, создавая эффект тактильной осязаемости. Примечательно, что произведение не является постановочной работой, выполненной с натуры. Ситников стилизует изображение, придавая ему оттенок ирреальности, что созвучно мистической направленности его творчества.
В работе «Ночная купальщица» Ситников словно приоткрывает зрителю дверь в таинственный, визионерский мир, где женская нагота становится символом первозданной чистоты и духовной красоты.
«Ночная купальщица» 1985 года, подлинное произведение В.Я. Ситникова, которое является памятником московского неофициального искусства 1950-1980-х годов и представляет художественную и коллекционную ценность. Может иметь музейное значение.
Василий Яковлевич Ситников
1915, Новое Ракитино — Нью-Йорк
Русский художник, живописец и график. Представитель послевоенного неофициального искусства.
Родился в селе Ново-Ракитино (Лебедянский уезд Тамбовской губернии) в крестьянской семье. В 1921 вместе с семьей переехал в Москву. B 1933 учился в Московском судомеханическом техникуме, пристрастившись к изготовлению моделей парусников. Попытка поступить во ВХУТЕМАС в 1935 успехом не увенчалась. Работал на строительстве метро, художником-мультипликатором и модельшиком у режиссера А.Л. Птушко, показывал диапозитивы на лекциях профессоров Художественного института имени В.И.Сурикова (отсюда кличка «Вася-фонарщик»). Став жертвой навета, в 1941 был арестован, признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в Казань. В 1944, вернувшись в столицу, перебивался случайными заработками. В период «оттепели» примкнул к «неофициальному» искусству.
С 1951 художник активно преподавал, осуществив свою мечту о «домашней академии». Со «школой Ситникова» был связан — как прямым ученичеством, так и творческими контактами — целый ряд видных мастеров (В.Г. Вейсберг, Ю.А. Ведерников, М.Д. Стерлигова, А.В. Харитонов и др.). В 1975 мастер эмигрировал в Австрию, в 1980 — в США. Наиболее ценную часть своей коллекции икон отдал в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Работы В.Я. Ситникова «рассеялись» почти бесследно — не считая репродукций и отдельных работ в музеях (в Нью-Йоркском музее современного искусства, музее Циммерли при Рутгерском университете штата Нью-Джерси и др.).