Аукционный дом

+7 926 220-16-83

Лот 8
ПОХИТОНОВ Иван Павлович (1850–1923)
1902–1906 годы
Повеяло весной (Жабовщина Минской губернии)
Дерево, масло.
13,8 х 22 см

Экспертное заключение: Центр художественной экспертизы им. Ильи Репина 
от 14 сентября 2019
онлайн-торги
Описание

Художник-самоучка, миниатюрист, в жизни своей не писавший даже полотен среднего размера, чью виртуозно-самобытную технику не могут до сих пор разгадать вполне исследователи Третьяковской галереи. 

Когда-то в ранней молодости Иван Похитонов был обвинён в преступной связи с народовольцами, что не позволило ему поступить в Академию Художеств. Зато во Франции, где в ту пору в моде и в цене были миниатюры, Иван Похитонов поступил на учёбу к Алексею Боголюбову и развил свой талант. В Европе того времени увлекались миниатюрами всех возможных форм и воплощений. Микроскопическая кисточка русского пейзажиста, который совершенно как передвижники видел цвета, пришлась по вкусу многим.

Похитонов большую часть жизни прожил за границей, но не оставлял связи с родиной и регулярно посылал миниатюры на выставки передвижников. Произведения на русских выставках не производили фуррора. Русская публика, привыкшая к монументальному размаху полотен реалистов и академиков, попросту проходила мимо роя “малюток” на стене, не уделяя им должного внимания. Зато творчество художника очень ценили коллеги, а также царские особы. 

А после того, как в Бельгии Похитонов написал лучший (по мнению Павла Третьякова) из портретов Ивана Тургенева,  художника оценил и главный коллекционер русского искусства. Портрет писателя был продан в Третьяковскую галерею наряду с 22-мя миниатюрными пейзажами, подобными нашему. Доктор искусствоведения Элеанора Пастон пишет: «Произведения Похитонова, наделенные изяществом миниатюрной живописи, строгой красотой композиционного построения, богатством и ювелирной точностью колористического решения, не переставали восхищать таких мастеров русской живописи, как Илья Репин, Василий Поленов, Алексей Боголюбов, Константин Савицкий. «Волшебством» называл произведения Похитонова Василий Бакшеев. Картины художника ценил Павел Третьяков, который в общей сложности приобрел 23 работы мастера». 

Имение Жабовщина, изображенное на картине, было куплено Иваном Похитоновым в 1902 году и на несколько лет стало его обычным местом жительства. Восхищение художника красотой, пробуждающейся от зимнего сна природы, нашло блестящее воплощение в многочисленных пейзажах. Одна из удивительно светлых по настроению и поэтичных пейзажных  миниатюр этого ряда предлагается сегодня вниманию коллекционеров.



биография

Иван Павлович Похитонов  

1850, Матрёновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии – 1923, Бельгия

Выдающийся живописец, пейзажист, жанрист, портретист, баталист.

В 1868 поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию, откуда был исключен за связь с народовольцами. Переезжает в Одессу и поступает на факультет естественных наук Новороссийского университета. Еще в Одессе начал достаточно серьезно (хотя и самостоятельно, без профессиональных наставников) заниматься живописью. В 1876 году уезжает за границу – сначала в Италию, затем в Париж, где берет уроки у известного пейзажиста Алексея Боголюбова, одновременно изучая живопись барбизонцев и импрессионистов.

В 1880-е годы Похитонов получает широкую европейскую известность, экспонируя свои пейзажи на Парижском Салоне. Член Парижского Общества вспомоществования русских художников. В 1893 году поселился в Бельгии, в пригороде Льежа Жюпиле, где до 1901 проживал почти постоянно, совершая поездки во Францию, Италию и Испанию. Не прерывал связей с родиной, принимая деятельное участие в выставках Товарищества художников, Товарищества передвижников, Товарищества южно-русских художников. 

В 1902-1906 годах художник подолгу жил и работал в собственной усадьбе Жабовщина Минской губернии. В 1904 году удостоен звания академика; в том же году избран действительным членом Академии художеств по батальному жанру за девять панно, изображающих места сражений русских войск в Болгарии. В 1906 году Похитонов возвращается в Бельгию; в 1913 вновь приезжает в Санкт-Петербург. В 1917 из-за начавшейся революции художник уезжает на Кубань, откуда в 1919 году навсегда эмигрирует в Бельгию. Последние прижизненные выставки художника состоялись в Льеже (1922) и в Антверпене (1923).

Произведения Ивана Похитонова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музейных и частных собраниях России и Франции.